формирование стратегии здоровьесерегающего (равновесного) питания у студентов педагогического вуза посредством семинарских занятий

А. Г. Бусыгин, Т. С. Бурбина

Самарский государственный педагогический университет

Наукой и практикой доказано, что сохранение здоровья, в большей степени, зависит от образа жизни человека, составной частью которого является питание.

В условиях всеобщей дифференциации знаний, учебных дисциплин и планов, направленных только на формирование концептуального уровня интеллекта студентов, абсолютно не придается значения второй его составляющей – социальной, способствующей становлению личности в обществе, развивающей у нее потребность к самовоспитанию. Результатом является полное разрушение существующих связей между природой – обществом – техникой – человеком и нарушение фундаментального первого закона Б. Коммонера, развитие которого нашло свое отражение в пятой аксиоме десмоэкологии – «всё связано со всем и все связаны со всеми».

Следствием разрушения таких связей служит появление огромного количества диет, направленных на снижение веса человека, но не учитывающих последствия таких «экстремальных экспериментов» для его здоровья.

Поэтому встает необходимость выработки стратегии здоровьесберегающего (равновесного) питания, которая понимается нами как искусство планирования своего рациона питания посредством совокупности соответствующих средств и приемов, направленных на достижение главной цели – сохранения здоровья, и основанное на долгосрочных прогнозах и последствиях для организма, сформированных на принципах равновесного питания.

Развитие такой стратегии осуществляется на правах национально-регионального компонента профессионального государственного образовательного стандарта посредством семинарских занятий дисциплины «Здоровьесберегающее (равновесное) питание».

В качестве примера приводим систему взаимосвязанных заданий семинарского занятия «Равновесное питание как способ сохранения здоровья».

Задание № 1. Заполнить схемы «Факторы, провоцирующие избыточное питание» и «Факторы, провоцирующие недостаточное питание» (Варианты ответов студентов выделены курсивом).

Факторы, провоцирующие недостаточность питания

Задание № 2. На основе сведений об эволюции представлений о гомеостазе заполнить схему «Факторы, влияющие на гомеостаз организма». Ответы студентов должны быть следующими (выделено курсивом):

 

Задание № 3. Студенты должны доказать, что избыточное / недостаточное питание приводит к нарушению естественного гомеостаза в организме через установление структурно-логических связей в предложенных цепочках:

1. Потребление избыточного количества мяса → … → … → … → нарушение естественного гомеостаза → … .

2. Потребление недостаточного количества мяса → … → … → нарушение естественного гомеостаза → … .

3. Потребление избыточного количества сливочного масла → … → … → нарушение естественного гомеостаза → ….

4. Потребление недостаточного количества сливочного масла →  … → нарушение естественного гомеостаза → ….

5. Потребление избыточного количества хлеба грубого помола → … → … → … → нарушение естественного гомеостаза → … .

6.  Потребление недостаточного количества хлеба грубого помола → … → … → нарушение естественного гомеостаза → … .

Варианты ответов могут быть следующего содержания:

1. Потребление избыточного количества мяса → избыточное поступление белков в организм нарушение работы печени, почек, нервной системы, инфаркты, инсульты ожирение → нарушение естественного гомеостаза → развитие болезней.

2. Потребление недостаточного количества мяса → задержка физического и умственного развития, снижение иммунитета, анемия потеря массы тела → нарушение естественного гомеостаза → развитие болезней.

3. Потребление избыточного количества сливочного масла → атеросклероз, гипертония, желчнокаменная болезнь, нарушение работы нервной системы, рак  ожирение → нарушение естественного гомеостаза → развитие болезней.

4. Употребление недостаточного количества сливочного масла → нарушение работы нервной, эндокринной систем, бесплодие, снижение иммунитета → нарушение естественного гомеостаза → развитие болезней.

5. Потребление избыточного количества хлеба грубого помола → метеоризм, нарушение работы ЖКТ нарушение усвояемости минеральных элементов и белков ожирение → нарушение естественного гомеостаза → развитие болезней.

6.  Потребление недостаточного количества хлеба грубого помола → атеросклероз, желчнокаменная болезнь, запоры, рак, нарушение в работе нервной системы ожирение → нарушение естественного гомеостаза → развитие болезней.

Задание № 4. Заполнить таблицу «Классификация моделей понятия питания» (ответы студентов выделены курсивом).

Классификация моделей понятия питания

 

Название модели

Характеристика

1.

Биологическая

Питание рассматривается как составная часть обмена веществ, представляющая собой совокупность процессов, включающих поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им пищевых веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности

1.

Биомедицинская

Питание, при котором обеспечивается рост, нормальное развитие и жизнедеятельность, а также способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

2.

Физическая

Энергия, топливо, необходимые для функционирования живого организма.

3.

Интегративная

Предполагает употребление таких питательных элементов, которые обеспечивают хорошую мыслительную деятельность и эмоциональное равновесие, поддерживают физическую активность, уменьшают риск заболеваний и позволяют увеличить максимально продолжительность жизни.

4.

Десмоэкологическая

Способ сохранения здоровья посредством достижения равновесия в необходимости и достаточности поступления пищевых веществ в организм человека.

 

Задание № 5. Студентам предлагается провести анализ ниже перечисленных концепций и теорий питания с помощью заполнения таблицы «Сравнительная характеристика сбалансированного, адекватного, рационального и равновесного питания». Такое задание позволяет воспитать научно обоснованный критический подход к различным теориям питания, выбрав наиболее оптимальную. В данном случае таковой является концепция здоровьесберегающего (равновесного) питания.

Ответы студентов выделены курсивом


 

Сравнительная характеристика сбалансированного, адекватного, рационального и равновесного питания

Параметр

сравнения

Сбалансированное

питание

Адекватное

питание

Рациональное питание

Равновесное

питание

1.

Значение питания

Питание поддерживает молекулярный состав и возмещает энергетические и пластические расходы организма на основной обмен, внешнюю работу и рост

Питание служит способом сохранения равновесия необходимости и достаточности удовлетворения базовых потребностей человека, т.е. способом сохранения ноосферного здоровья

2.

Утилизация пищи

Осуществляется самим организмом

3.

Соотношение между энергетической ценностью продуктов питания и энергозатратами человека

Поступление пищевых веществ должно соответствовать их расходу в результате энергозатрат человека

Не оговаривается необходимость данного параметра

Поступление пищевых веществ должно быть равно энергозатратам человека

Необходимо соблюдать равновесие между пос-тупающей с пищей энергией и энергозатратами организма с учетом их расходования не только на физические нужды, но и на построение собственных клеток. Организм не является простой «печкой», в которой сгорают поступающие вещества

4.

Значимость составляющих компонентов пищи

·   Нутриенты необходимы для метаболизма в организме.

·   Балластные и токсичные вещества необходимо удалять

·   Нутриенты необходимы для метаболизма в организме.

·   Балластные вещества являются источником получения дополнительных необходимых веществ (витаминов, аминокислот и др.) и профилактикой в развитии некоторых заболеваний (рака).

·   Определенное количество токсичных веществ может являться необходимым для некоторых физиологических процессов

5.

Количество поступающей пищи

Необходимо придерживаться сбалансированности между поступающими в организм белками, жирами, углеводами, минеральными веществами

Баланс пищевых веществ достигается в результате освобождения нутриентов из структур пищи при ферментативном расщеплении ее макромолекул, а также вследствие синтеза новых веществ, в том числе и незаменимых

Необходимо придерживаться сбалансированности между белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, витаминами и балластными веществами, основанного на рекомендуемых нормах потребления пищевых веществ и энергии

Необходимо соблюдение удовлетворения равновесия необходимости и достаточности пищевых веществ, индивидуального для каждого конкретного человека

6.

Необходимость режима питания

Должен обеспечивать поступление сбалансированных пищевых продуктов через различные промежутки времени, не допускающие их больших потерь

Не оговаривается строгая необходимость соблюдения режима питания

Необходим режим питания, под которым понимается 4-кратный прием пищи в одно и тоже время суток, через 4 – 6 часов, в течение не менее 30 минут

Установленный порядок в удовлетворении равновесия необходимости и достаточности пищевых веществ через определенные промежутки времени, что приводит к индивидуализации режима питания для каждого конкретного человека 

7.

Необходимость прямого (парентального) питания

Следует вводить в практику прямое (парентальное) питание, представляющее собой набор необходимых питательных веществ, поступающих непосредственно в кровь, минуя ЖКТ

Такое питание приводит к нарушению различных эндо-кринных функций организма. Прямое введение глюкозы в кровь в количествах, удов-летворяющих потребности организма, вызывает резкое нарушение гомеостаза, что служит причиной многих форм патологии, вплоть до развития диабета

Прямое (парентальное питание) применимо в послеоперационный период для восстановления сил организма

Прямое (парентальное) питание возможно только в случаях крайней необходимости (сохранения жизни с помощью пищевых веществ), т. к. оно приводит к нарушению закона Б. Коммонера «Природа знает лучше»

8.

Необходимость элементного (мономерного) питания

Т. к. метаболизм организма определяется уровнем аминокислот, моносахаридов, жирных кислот, витаминов и некоторых солей, то можно создать элементные (мономерные) диеты

Отрицается введение мономерного питания, т. к. при этом не учитывается появ-ление дополнительных питательных веществ, образующихся в результате жизнедеятельности мик-рофлоры кишечника. При таком питании теряется мембранное пищеварение как за-щитный механизм, в результате чего бактерии кишечника оказываются в благо-приятных условиях для их размножения в результате избытка легкоусвояемых эле-ментов, что приводит к изменению микро-флоры в сторону патогенной

Элементные диеты не противопоказаны, но они не могут применяться в качестве основного рациона долгое время

Введение элементного питания, представляющего собой готовую смесь мономеров, не требующих дополнительных затрат пищеварительных ферментов на их расщепление, приводит к нарушению закона Б. Коммонера «Природа знает лучше»

9.

Необходимость соблюдения диеты

Введение мономерных диет

Не оговаривается необходимость диет

Введение различных диет лечебно-профилактического характера

Отрицаются всякие диеты, т. к. их соблюдение приводит к нарушению природного гомеостаза в организме и переходу на иной, несвойственный для него уровень.

Лечебные диеты, в большинстве, направлены на лечение симптомов болезней, а не устранению их первоначальных причин.

Необходима СТРАТЕГИЯ ПИТАНИЯ

10.

Мировоззренческий характер

Антропоцентрический, т. к. человек рассматривается вершиной в пищевой цепи и центром научных интересов

Экологоцентрический, т. к. принимается во внимание, что человек является частью пищевой цепи

Антропоцентрический, т. к. человек рассматривается вершиной в пищевой цепи и цент-ром научных интересов

Экологоцентрический, т. к. принимается во внимание, что человек является частью пищевой цепи.

Для сохранения всей человеческой популяции необходимо соблюдение ноосферных норм поведения людей

 

 

Используются технологии uCoz