педагогический анализ современных популярных диет как подготовительный этап для формирования стратегии здоровьесберегающего (равновесного) питания (на примере семинарского занятия «Анализ существующих диет» )
Т. С. Бурбина
Самарский государственный педагогический университет
В настоящее время насчитывается более 28 000 разнообразных диет, направленных на похудение и обретение идеальной фигуры. Все они обещают эффективное снижение массы тела за достаточно короткий промежуток времени. Однако при этом не учитываются:
1) индивидуальные потребности и предпочтения человека в обеспеченности пищевыми веществами;
2) большинство диет направлено на ограничение потребления тех или иных продуктов питания, что приводит к нарушению естественного равновесия в необходимости и достаточности нужных для жизнеобеспечения и сохранения здоровья веществ;
3) нарушение естественного равновесия в необходимости и достаточности поступления пищевых веществ в организм человека приводит к потере здоровья и развитию болезней, которые могут перейти в ранг хронических патологий;
4) потерянный вес после перехода к привычному рациону питания возвращается снова, иногда даже превосходя первоначальный, что приводит к необходимости повторного соблюдения прежней или новой диеты, т. е. очевидна явная неэффективность диет (этим и объясняется их большое разнообразие);
5) любая диета, в той или иной степени, связана с наличием стрессового состояния у человека, так как направлена на строгое соблюдение ее норм и правил, что служит причиной развития как психологических, так и физических заболеваний.
Поэтому на данный момент становится очевидной потребность человека в получении научно-обоснованной информации по вопросам питания (т. е. развития концептуального уровня интеллекта) и формирование отношения к питанию как здоровьесберегающему компоненту жизни человека (т. е. развития социального уровня интеллекта).
Примером реализации поставленной задачи является семинарское занятие «Анализ существующих диет» дисциплины «Здоровьесберегающее (равновесное) питание», введенной в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза в рамках национально-регионального компонента профессионального государственного образовательного стандарта.
Целью такого занятия является анализ существующих диет; выяснение их положительного и отрицательного влияния на здоровье человека, что позволит сформировать адекватное, научно обоснованное отношение к таким диетам и выработать собственную стратегию питания.
Ниже приводим примеры заданий, используемые на семинарском занятии «Анализ существующих диет».
Задание № 1. Ответить на следующие вопросы:
1. Что такое «диета»?
2. Сколько в настоящее время существует диет?
3.Соответствуют ли современные диеты изначальному значению данного термина?
4. Как Вы относитесь к современным диетам?
Ответы, например, на первые два вопроса должны быть следующими:
1. Диета – это совокупность и характер питания, призванный обеспечить организм человека необходимыми веществами, восстанавливая нарушенные (вследствие болезни или несбалансированного питания и неправильного образа жизни) обменные процессы. 2. В настоящее время существует более 28 000 различных диет.
Задание № 2. Заполнить схему «Классификация современных диет».
Варианты ответов студентов выделены курсивом.
Задание № 3. Продолжить список, отражающий недостатки современных диет:
· плохая переносимость (как психологическая, так и физиологическая);
· адаптация организма к новому режиму питания и уменьшение расхода энергии, в результате чего замедляются темпы снижения массы тела или похудение прекращается;
· нарушение природного, естественного гомеостаза в организме и переход на иной, несвойственный для него уровень равновесного состояния.
Задание № 4. Ответить на вопросы теста, позволяющего выяснить привычки студентов в области питания:
1. Если ваши друзья во время ужина в ресторане заказывают очень калорийные блюда, вы следуете их примеру?
2. Случается ли вам съесть шоколадку или пирожное, чтобы прогнать грусть, плохое нестроение?
3. Подсчитываете ли вы во время еды количество потребляемых калорий?
4. Когда вам скучно или одиноко, ищете ли утешение в еде?
5. Пьете ли вы чай или кофе с чем-нибудь сладеньким?
6. Грызете ли вы по привычке что-нибудь вкусное, когда читаете или смотрите телевизор?
7. После трудного дня или неудачного свидания бежите ли к холодильнику, дабы найти утешение в еде?
8. Предпочитаете ли жареную пищу приготовленной каким-либо другим способом?
9. На десерт предпочитаете пирожное, сдобу либо свежие фрукты?
10. Часто ли пробуете блюдо во время готовки?
11. Готовите на сливочном масле все, вплоть до овощей?
12. На время праздников, торжественных событий, спонтанных застолий позволяете ли себе забыть о еде?
Варианты ответов: А – никогда – 1 очко; В – в исключительных случаях – 2 очка; С – иногда – 3 очка; D – часто – 4 очка; Е – всегда – 5 очков.
Результаты студентов определяются по общей сумме набранных баллов:
5 – 15 очков. Вы стараетесь питаться рационально, без гастрономических излишеств, не «заедаете» плохое настроение. Но все безуспешно, т. к. в течение нескольких лет постепенно прибавляете в весе.
16 – 25 очков. Еда никогда не была для вас культом. Но лишние килограммы все равно не удается сбросить. Вы быстро устаете даже при незначительной физической нагрузке, легко замерзаете.
26 – 35 очков. В домашней обстановке, ведя размеренный и уединенный образ жизни, следите за своим питанием. Но, попав в общество друзей или пережив стресс, начинаете есть и пить чрезмерно много.
36 – 45 очков. Хорошо и вкусно поесть – самое большое удовольствие для вас. Сидеть на диете, подсчитывать калории, ограничивать себя за столом – не для вас.
46 очков и более. Любая мелочь может вывести вас из душевного равновесия и спровоцировать переедание. Во время стресса вы стремительно набираете лишние килограммы. Это сильно огорчает вас и заставляет есть еще больше.
Задание № 5. Выяснив свои привычки в области питания, студенты должны предложить общую стратегию достижения равновесного состояния организма через питание для сохранения своего здоровья.
Ответ студентов может быть таким: стратегия здоровьесберегающего (равновесного) питания понимается как искусство планирования своего рациона питания посредством совокупности соответствующих средств и приемов, направленных на достижение главной цели – сохранения здоровья, и основанное на долгосрочных прогнозах и последствиях для организма, сформированных на принципах равновесного питания.
Задание № 6. Заполнить схему «Причины избыточного веса и его последствия». Варианты ответов студентов могут выглядит так (выделено курсивом):