УДК
«Развитие креативного мышления у студентов педагогического вуза средствами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Бусыгина А. Г., Бурбиной Т. С., Ягодкина В.К. обосновывает необходимость развития креативного мышления студентов как показателя их конкурентоспособности и возможности выживания в современных условиях, отличающихся достаточно высоким числом негативно воздействующих факторов на здоровье человека.
развитие креативного мышления у студентов педагогического вуза средствами дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Александр Георгиевич Бусыгин, Татьяна Сергеевна Бурбина, Владимир Константинович Ягодкин
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к интеллектуальным, волевым, моральным, психофизиологическим качествам личности будущего специалиста, его ценностным ориентациям, идеалам и убеждениям. Определенный уровень интеллектуального развития и, в особенности, креативности становится основным условием адаптации человека к жизни, в социо-культурно-экономической среде, в которой востребованным становится специалист, обладающий следующими качествами: системностью мышления, самостоятельностью, ответственностью за выполняемую работу, инициативностью, предприимчивостью, динамичностью, информационной культурой, коммуникативной компетентностью, профессиональной мобильностью, творческой активностью, конкурентоспособностью.
До недавнего времени система образования справлялась с подготовкой выпускников к профессиональной деятельности, так как была ориентирована на простое воспроизведение имеющихся знаний в практике жизни. Еще в начале XX в прогресс общества протекал медленнее, и школа могла ориентироваться только на настоящее. Сейчас положение кардинально изменилось. Согласно общим требованиям Госстандарта высшего образования студент должен уметь приобретать, находить новую информацию, используя современные образовательные технологии, ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, принимать и реализовывать управленческие решения, быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. Таким образом, важнейшая особенность, которую должен приобрести ученик еще в школе, а лучше уже в дошкольном возрасте, – это умение участвовать в генерировании, интеграции идей, используя творческий подход к выполнению того или иного задания.
Можно сформулировать следующие требования современного общества к учебным заведениям по воспитанию специалистов:
· учить их критически мыслить;
· учить видеть и решать реальные проблемы и противоречия;
· добывать и «сворачивать» большие массивы информации;
· учить адаптироваться к меняющимся жизненным условиям;
· быть коммуникабельным;
· трудиться над развитием собственной нравственности;
· проявлять высокий уровень креативности при решении поставленных задач.
Если молодой человек хочет активно участвовать в жизни общества, если он хочет реализовать себя как креативную личность (а это является внутренней потребностью каждого), то ему необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Научить учиться и творчески использовать полученную информацию – вот что важно и востребовано в современном мире.
Таким образом, становится очевидным актуальность развития креативных способностей у учащихся, причем не только высших учебных заведений, но и школы, а лучше этот процесс начинать с дошкольного возраста.
Новые подходы к решению проблемы творческого развития подрастающего поколения связаны с идеями построения системы обучения как гуманистической и личностно-направленной. Например, в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) среди основных направлений государственной политики выдвигается гуманистический характер образования, выделяется приоритет развития личности.
Обществу всегда были нужны творческие, активные люди, которые готовы и способны переходить через привычные границы возможного, открывают новые пути в науке, технике, управлении, образовании. Решение экологических, технических, социо-культурных, образовательных, экономических, политических и других проблем возможно в том случае, если современная система школьного и вузовского образования подготовит выпускников, обладающих готовностью к творческому решению задач.
В настоящее время существует достаточно много различных определений таких понятий как «креативность», «креативное обучение», «творчество», «творческое мышление», «творческая активность» и другие взаимосвязанные с ними дефиниции. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых (С. Л. Рубинштейн, Ю. Н. Сокольников, В. Г. Разумовский, В. Н. Мясищев, Л. К. Веретенникова, В. В. Давыдов, М. Осборн, И. Гилфорд, А. Маслоу, Е. Торренс, Э. Фромм и др.) показал, что в науке в основном определена сущность творчества как составной части креативности. С другой стороны, Р. Стернберг отмечал, что интеллект и креативность образуют единый фактор творческого мышления. Известный американский психолог Э. Фромм определил креативность как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [3].
Качествами, характеризующими креативное мышление, являются такие как: пытливость, любознательность, способность «с головой» уходить в решение той или иной задачи, интерес ко множеству разных вещей, независимость и изобретательность в играх, способность реализовывать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.
В отечественной науке творчество понимается как деятельность, благодаря которой рождается нечто качественно новое, оригинальное, неповторимое и общественно-историческое уникальное явление. С понятием «творчество» переплетается и понятие «творческое мышление», которое заключает в себе представление такого мышления, предполагающего образование новых способов действия или своеобразное использование уже имеющихся способов, приводящее к возникновению новых знаний, заполняющих пробелы в информации.
По результатам проведенного анализа зарубежной и отечественной литературы мы сделали, на наш взгляд, главный вывод, что системообразующим, базовым показателем креативного мышления должна являться способность личности устанавливать многочисленные связи между различными предметами, явлениями в окружающем мире, пусть даже, изначально такая связь видится абсурдной или несущественной. Эти связи приведут к открытию новых способов действий, взглядов, убеждений.
Еще В. И. Вернадский правомерно утверждал, что «в реальности все связано, а в теории нет», следствием чего становится снижение не только концептуального, но и социального уровней интеллекта.
Известный философ В. Э. Ильенков считал, что учить мыслить – это значит, прежде всего, учить диалектике, ибо «отношение к противоречиям является очень точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря, показателем его наличия. Учить мыслить – значит, учить умению видеть противоречие, а затем находить ему действительное разрешение» [1].
«Когда образуется связь, т.е. то, что называется «ассоциация», это и есть несомненно знание дела» (И.П.Павлов). «Нет связей - нет и знаний, хотя бы мы наизусть запомнили изучаемое» (К.Г. Марквардт) и т.д., и т.д.
Отсюда, креативное мышление – выдвижение на первый план многочисленных связей между предметами, явлениями жизни, профессии и природы, служащих системообразующим фактором всестороннего анализа причин противоречий и получения нового результата или открытия.
Такое наше представление креативного мышления подтверждается работами испанского основоположника нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаля, который установил, что количество соединений между нейронами (аксонов, синапсов) является мерой ума, гениальности. Причем число нейронов в течение жизни не изменяется или уменьшается вследствие их гибели, а вот отростки нервных клеток (аксоны, дентриты), обеспечивающие электрохимическое взаимодействие между нейронами, продолжают увеличиваться в своем количестве, пока человек учится. И не просто учится, в обычном сегодняшнем понимании этого слова – механического заучивания огромного массива информации, а учится видеть противоречия и связи между явлениями.
Однако в условиях современных преобразований, происходящих в обществе, система образования не справляется с возложенными на нее задачами – подготовки всесторонне развитой личности будущего специалиста, уделяя внимание, в основном, формированию узкоспециализированных профессиональных умений и навыков выпускников, что объясняется:
· во-первых, глубокой, всеобщей (или «тотальной») дифференциацией знаний, наук, учебных дисциплин, ученых [1];
· во-вторых, приоритетом технократических ценностей настоящего общества (деньги – власть – информация) над общечеловеческими, ноосферными (жизнь – здоровье – экологические блага);
· в-третьих, отставшими лет на 120 критериями качества ума от современного уровня познания;
· в-четвертых, полным, всеохватывающим, удивительно-непонятным, массовым пренебрежением системой образования фактом существования у каждого человека ума не только концептуального/обучения, позволяющего решать профессиональные задачи, но и социального/воспитания, позволяющего формировать отношения людей друг с другом, но для которого на данном этапе развития педагогики не существует ни методов обучения, ни официальных стандартных критериев оценивания [1].
Особенностями формирования креативного мышления студентов педагогического вуза являются:
1) единство обучения и становления личностных качеств специалиста;
2) единство двух деятельностей – преподавания и учения (наряду с формированием креативного мышления студентов необходимо формировать их методические умения решать подобные учебные задачи уже в своей педагогической практике).
В качестве средства формирования креативного мышления студентов нами была выбрана обязательная общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это та область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку и живой природе, закономерности их проявления и способы защиты от них. Главной задачей дисциплины является сохранение такой ценности как здоровье человека, которое обеспечивает ему долгую жизнь и высокую работоспособность.
Выбор именно БЖД не случаен. Он объясняется тем, что:
1) любая чрезвычайная ситуация для человека, отличаясь своей непредсказуемостью (особенно природного характера) и специфичностью, заставляет действовать его не только по намеченному, заранее известному плану, но и использовать элементы новизны, творчества, изобретательности, позволяющие ему выжить;
2) с помощью решения выхода из той или иной экстремальной ситуации формируется ценностное отношение к здоровью человека и жизни его и всего сущего на планете;
3) так как данная дисциплина изучается на первых двух курсах в образовательном процессе вуза, то это позволяет осуществить более раннюю реализацию поставленной задачи – формирование креативного мышления.
Для успешного решения проблемы формирования креативного мышления студентов нами разработана не только система соответствующих заданий для семинарских занятий, но и изменена постановка вузовской лекции, направленная на стимулирование творческой деятельности обучающихся.
Так, на лекционных занятиях мы применяли следующие типы вопросов, стимулирующих умственную деятельность студентов и способствующих развитию их креативности:
· вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречие – один из самых сильных двигателей ищущей мысли. Примеров таких противоречий достаточно много. Прежде всего, противоречие между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями, и новыми знаниями и т. д. (например, нужно ли и правильно ли закапывать в землю человека, которого ударила молния, но при этом он остался жив);
· вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обсуждать (например, действия человека при буре и наводнении);
· одна из наиболее глубоких и серьезных форм умственного поиска – это установление причинно-следственных связей. «Открытие» каждой причины служит шагом к более глубокому пониманию явления. Чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем интереснее их устанавливать (например, зависимость качества продуктов питания от состояния загрязненности окружающей среды и их последующего влияния на здоровье человека);
· одним из видов активного поиска является действие выбора, основанного на «взвешивании» и сопоставлении друг с другом различных вариантов (например, в каком случае риск опасности для человека больше: в случае употребления им устриц, содержащих свинец, или рыбы с накопленной в ней ртутью);
· активную поисковую работу провоцируют вопросы, требующие выбрать из багажа самых различных знаний те единственные, которые необходимы в данной ситуации (например, подтверждение вредного влияния попадания химических загрязнителей в продукты питания);
· вопросы, направляющие мысль на «открытие» не только новых знаний и закономерностей, но и новых способов действия (в педагогических вузах часть продуктивных вопросов должна ориентироваться не только на творческое самоусвоение студентами вопросов, но и в большей степени на сверхзадачу – методические приемы проблемного изложения их школьникам, решая важнейшую задачу – подготовку креативно мыслящего учителя);
· высокую поисковую умственную деятельность, связанную с конструктивной деятельностью, вызывают задания, требующие исправления чьих-либо логических, фактических и других ошибок [2].
На семинарских занятиях мы активно использовали для развития креативного мышления студентов структурно-логические цепочки. Например, в теме влияния загрязнений окружающей среды на здоровье человека предлагалось заполнить пропуски в следующих цепочках:
а) Ртутные батарейки→ … →… →… →… →… →… →… →накопленная в рыбе ртуть→ … → … → … → человек.
б) Алюминий, накопленный в почве, вблизи автострады → … → … → … → … → человек.
в) Диоксид серы в воздухе, в результате промышленных выбросов → … … → … → человек.
Вариантами решения могли стать такие последовательности:
а) Использованные батарейки→мусорное ведро→мусорный контейнер→мусоросжигательный завод→выбросы ртути в атмосферу→выпадение ртути в водоёмы в виде дождя→поглощение ртути водными растениями→поедание водных растений рыбой→ накопленная в рыбе ртуть → открытые водоемы, пища человека → подземные воды → питьевая вода → человек.
б) Алюминий, накопленный в почве, вблизи автострады → почва → подземные воды, растения → открытые водоемы, животные → питьевая вода, пища человека → человек.
в) Диоксид серы в воздухе, в результате промышленных выбросов → растения → животные → пища человека → человек.
Посредством данных цепочек студенты приходят к выводу о глобальной взаимосвязанности всех явлений и объектов в окружающей действительности на основе первого закона Коммонера-пятой аксиомы десмоэкологии «всё связано со всем и все связаны со всеми» (в данном случае таким системообразующим звеном является пища человека).
В качестве примеров могут служить и такие структурно-логические цепочки:
1) Интенсивное использование фреонов → … → … → увеличение числа раковых заболеваний кожи.
2) Смещение и разрывы в земной коре → … → … → … → выбрать место вдали от зданий.
3) … → принять йодную настойку → … → … → правильно организовать рацион питания → … → …→ …
4) Повышенная запыленность в городах → … → … → снижение продолжительности жизни.
5) Работа вблизи аэропорта → … → …→ … → …
6) Использование ионизирующего облучения для обработки продуктов питания → …→ … → …
Для формирования умений и навыков находить и исправлять чужие ошибки мы использовали в теме «Концепция формирования ноосферной (десмоэкологической) этики» как стратегически необходимого поведения людей для сохранения жизни не только одного отдельно взятого человека, но всей популяции Homo sapiens в целом утверждения, в которых были изначально допущены неточности или ошибки:
1. Согласно определению здоровья, описанному в преамбуле Устава ВОЗ, здоровье – это состояние полного душевного и физического благополучия.
2. Ноосфера – это результат организации жизнедеятельности общества, характеризующейся приоритетностью информации, экологических и материальных благ на Земле, основанной на интегративном Разуме и чувстве Ответственности Землян друг перед другом.
3. Здоровье – это равновесие необходимости удовлетворения физиологических потребностей человека.
4. Разделение наук на науки о живой и неживой природе есть один из способов выхода из глобального экологического кризиса.
5. Глобальный экологический кризис характеризуется всеобщей деградацией окружающей среды сверх допустимых интервалов своих изменений.
6. Радиоволновая болезнь – это болезнь, возникающая в результате избыточного воздействия на человека вибрации.
7. Ускорить выведение радионуклидов можно с помощью употребления в пищу сливочного масла, яблок, растительного масла и шоколада.
8. Вредные вещества – это химические вещества, проникающие в организм человека в больших количествах и вызывающие в нем нарушения нормальной жизнедеятельности.
9. Алкоголь абсолютно негативно влияет на здоровье и продолжительность жизни человека.
10. Технократические ценности современного общества – это деньги и власть.
11. К общечеловеческим ценностям относятся: здоровье, информация и жизнь.
Существенным моментом для определения уровня сформированности креативного мышления студентов является использование «критерия баланса» (КБ) способов мышления, позволяющего выявить способность у них к поисковой, творческой деятельности по выявлению новых задач в определенной или гипотетической ситуации и их решению.
Оценивание с помощью КБ следующее:
КБ = 00 – означает, что у студента отсутствует информация теоретического плана по курсу БЖД, а также нет профессионального и креативного мышления. Соответствует оценке «Неудовлетворительно».
КБ = 01 – означает, что студент владеет определенным «багажом» фактов, но не умеет их связать, установить логические связи, позволяющие решить ту или иную проблему. Соответствует оценке «Удовлетворительно».
КБ = 11 – означает, что студент не только владеет определенным «багажом» фактов, но и умеет их связать, установить причинно-следственные связи, выявить противоречие и разрешить его, что и является высоким уровнем сформированности креативного мышления. Соответствует оценке «Отлично».
В данном случае 1 – это наличие, присутствие, 0 – отсутствие уровня креативного мышления.
Проведенный нами педагогический эксперимент показал следующее: если на констатирующем этапе только 24,5% студентов имели достаточно высокий уровень креативного мышления (низкий уровень был – у 69%), то после формирующего этапа результаты кардинально изменились: 78% участников эксперимента имели высокий уровень и только 11% – низкий.
Таким образом, можно утверждать об эффективности используемых заданий методик для развития креативного мышления студентов.
Библиографический список
1. Бусыгин А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. – Ульяновск: «Симбирская книга», 2003. – 200 с.
2. Бусыгина А. Л. Профессор – профессия. – Самара: Изд-во СГПУ, 1999. – 134 с.
3. Марданова Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. … канд. пед. Наук. – Ижевск, 2005. – С. 9.