По пути  устойчивого развития

к безопасности и здоровью человечества

Макеева Е.Д.

Самарский государственный педагогический университет, г. Самара

 

Дальнейшая эволюция человеческой цивилизации во все большей степени будет ориентироваться на стратегию устойчивого развития, принятую ООН и большинством государств мира в качестве Повестки дня на XXI  век. Устойчивое развитие рассматривается как новый, социоприродный тип развития, при котором глобальные цивилизационные процессы принимают биосферосовместимую и безопасную форму[1].

Поскольку устойчивое развитие определяется как развитие цивилизации, обеспечивающее выживание как нынешнего, так и будущего поколения в условиях сохранения биосферы, то, по сути, понятие «устойчивое развитие» выступает синонимом понятия «безопасное развитие». В русле устойчивого развития должен быть достигнут такой уровень безопасности, который обеспечит выживание человечества и его долгосрочное развитие на Земле.

Сегодня безопасное развитие обеспечивается, в основном, средствами предупреждения и защиты от различных опасностей природного и техногенного происхождения. Механизм обеспечения безопасности носит, как правило, локальный и кратковременный характер, чаще всего в виде предупреждения или ликвидации последствий какой-либо чрезвычайной ситуации. Именно на этот аспект делается акцент и при преподавании школьникам и студентам дисциплины ОБЖ-БЖД. Так, например, в программах дисциплины БЖД для педагогических вузов наиболее значительная часть учебного времени посвящена изучению негативных факторов окружающей среды физического и химического происхождения и их воздействия на человека. В то же время, понятие «безопасность», на наш взгляд, гораздо шире и глубже.

Основной тенденцией развития современного мира, как считают многие специалисты[2], является его глобализация. Проявляется она в нарастании интеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества. Нарастает также количество и масштаб глобальных опасностей и угроз человечеству. Наиболее наглядной иллюстрацией данного факта является экологическая ситуация, сложившаяся в мире, которая представляет собой глобальный экологический кризис (ГЭК), грозящий перерасти в катастрофу с необратимыми для человечества последствиями. Причины, сущность и структура ГЭК подробно проанализированы профессором А.Г. Бусыгиным[3].

Современный мир становится все сложнее, и вместе с тем возрастает ответственность ученых, которые должны вовремя увидеть реальные опасности человечеству и суметь найти эффективные решения. Поэтому становится очевидным, что необходимо реальное, а не номинальное объединений усилий специалистов в различных областях научного знания, во-первых, друг с другом, а во-вторых, с представителями финансовых и политических кругов, а также – с различными общественными и религиозными организациями.

Поскольку почти все процессы, происходящие сегодня в мире в экономической, политической, социальной и экологической сферах, носят глобальный характер, то деятельность по устранению любой проблемы человечества должна быть десмоэкологична[4]. То есть, при принятии любых решений, особенно касающихся вопросов безопасного (или устойчивого) развития человечества, необходимо уметь просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, видеть комплекс причин и следствий каждого события, заранее знать – каков будет результат.

 Убедиться в этом можно на примере экологической деятельности в области охраны окружающей среды. Многие экологические мероприятия ориентированы на работы в локальных экосистемах, например, очистку каких-либо конкретных водоемов, ликвидацию последствий экологических катастроф, техногенных аварий и т.п. При этом не принимается во внимание, что в результате подобных «точечных» мероприятий, дающих положительный результат, глобальная экологическая ситуация продолжает ухудшаться. Ведь для того, чтобы улучшить состояние отдельной экосистемы, необходимо при этом изыскать ресурсы в более широкой экосистеме, то есть в биосфере в целом. Это следует из первых двух законов социальной экологии Б. Коммонера «всё связано со всем» и «все должно куда-то деваться». Поэтому при любых экологических мероприятиях с учетом требований стратегии устойчивого развития необходимо реализовывать императивы глобального характера, то есть в результате деятельности человека не должна страдать биосфера.

Только при повсеместном внедрении десмоэкологического подхода во все сферы нашей жизни можно будет говорить о начале перехода на путь устойчивого развития современной цивилизации, то есть на путь, при котором «глобальные цивилизационные процессы принимают биосферосовместимую и безопасную форму…» (см. определение понятия «устойчивое развитие»).

В рамках активно развивающейся сегодня образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» понятие «безопасность» рассматривается, на наш взгляд, недостаточно глубоко. Вот, например,  как данная дефиниция представлена в учебниках по БЖД для вузов. «Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений»[5]. Неясно, что за объект защиты имеется в виду авторами учебника? Механический робот? Персональный компьютер? Завод? Или все-таки живой человек?

Еще одно определение, из другого учебника: «Безопасность – это состояние защищенности человека и окружающей среды от опасностей»[6]. «Безопасность личная – это «защищенность людей, обусловленная индивидуальными качествами личности и используемыми ими средствами индивидуальной защиты»[7].

И, наконец, дефиниция безопасности, сформулированная в Законе о безопасности № 116-ФЗ от 25.07.2002 г.: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[8].

Мы видим, что слово «здоровье» здесь даже не упоминается. Мы считаем, что это является следствием отсутствия до сих пор общей теории безопасности. К сожалению, тенденция излишней физикализации и технизации характерна для большинства учебных пособий по БЖД. Между тем, на наш взгляд, главной составляющей определения безопасности  должно быть понятие «ЗДОРОВЬЕ». Ведь безопасность – это, прежде всего, состояние, при котором ничто не угрожает здоровью человека. Отсутствие опасности для здоровья.

Если проанализировать современные образовательные стандарты по безопасности жизнедеятельности для вузов и ознакомиться с рядом учебников, соответствующих этим стандартам, станет очевидным, что такой важнейшей составляющей безопасности, как здоровье места там просто не нашлось. Ни одной лекции или семинарского занятия о том, что такое здоровье, каковы основные принципы здоровьесбережения, и как сохранить свое здоровье до старости не предусмотрено. Рассматривается лишь аспект влияния на состояние здоровья человека различных негативных факторов среды (шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений и т.д.).

Такое положение дел, к сожалению, характерно для сегодняшнего дня. Несмотря на то, что приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), задача сохранения здоровья детей и молодежи все еще считается вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу. Работа по сохранению здоровья, как правило, имеет чисто медицинскую основу, т.к. исходит из идеи «лечения болезней», а не предупреждения их[9].

Резкое ухудшение здоровья населения Земли – это одна из актуальнейших общемировых проблем XXI века, важнейший и наиболее значимый параметр глобального экологического кризиса, прямая угроза безопасности человечества. И во многом причиной этому является относительная утрата человеком инстинкта самосохранения, беспечное отношение к своему организму, являющемуся уникальным творением природы.

Сегодня образовательная область ОБЖ-БЖД направлена, в основном, на обеспечение безопасности общества, а не конкретного человека[10]. Эта тенденция хорошо просматривается, например, в государственном стандарте высшей профессиональной школы по Безопасности жизнедеятельности для педагогических специальностей, содержащем следующие темы для изучения со студентами: «Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Чрезвычайные ситуации социального характера. Транспорт и его опасности. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Организация защиты населения в мирное и военное время»[11].

Очевидно, что безопасность конкретного человека в рамках сегодняшнего учебного стандарта высшей школы рассматривается лишь эпизодически. Между тем, потребность в безопасности является одной из нескольких базовых потребностей человека. Но здоровье – не менее важная категория.

По мнению американского психолога А. Маслоу, у человека, при условии обеспечения его безопасности, появляются и другие потребности: в общении, признании, понимании, самоактуализации и др. «А поскольку все они являются составляющими здоровья (физиологического – психического - социального, Бехтерев В.М.), то в этой связке «безопасность – здоровье» вторая составляющая имеет ровно такую же актуальность для любого человека. Надо признать, что современный человек сегодня уже не аутентичен своей собственной человеческой природе, не соответствует ей. Значит, он будет обречен на вымирание, если не обратит внимание на самого себя»[12].

Система образования обязана с раннего возраста формировать у детей представление о здоровье как о приоритетной общечеловеческой ценности, и роль дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в выполнении данной задачи трудно переоценить. Необходимо в качестве основополагающего принципа процесса преподавания БЖ взять идею здоровьесбережения человека XXI века. А поскольку процесс ухудшения здоровья населения Земли является компонентом глобального экологического кризиса, то здоровьесбережение – наоборот, биосферосовместимая форма существования человечества, шаг по пути устойчивого развития. Таким образом, устойчивое развитие – это путь к безопасности и здоровью человечества будущего.

Какова же главная цель устойчивого развития? Гениальный российский мыслитель В.И. Вернадский назвал глобальной задачей человечества будущего построение ноосферы – нового эволюционного состояния биосферы, при котором разумная деятельность человека станет решающим фактором ее развития. Стратегия устойчивого развития – это, по сути, методика построения ноосферы. В связи с этим обратимся к словам известного российского эколога Н.Н. Моисеева: «Устойчивое развитие следует интерпретировать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция», или «эпоха ноосферы…». Современное понимание ноосферы существенно отличается от того, что предложил В.И. Вернадский в первой половине XX столетия. Оно основывается на приоритетности экологических благ, жизни и здоровья в ходе будущего развития цивилизации. Такой подход к трактовке термина «ноосфера» диктует сама жизнь.

Подводя итог всему вышесказанному, стратегию устойчивого развития можно считать методологической основой здоровьесбережения[13]. В целях обеспечения общечеловеческой безопасности она должна стать настоящей повесткой дня на XXI век фактически, а не на бумаге.

 

Литература

1.     Бауман З.  Глобализация: последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.

2.     Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов /под ред. А.И. Сидорова. – М., 2007. С. 17.

3.     Бусыгин А.Г.  Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмоэкология 2). – Ульяновск, 2008.

4.     Бусыгин А.Г.  Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Ульяновск, 2003.

5.     Глобалистика. Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: Радуга, 2003;

6.     Романович А.Л., Урсул А.Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). – М., 2006.

7.     Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2004.

8.     Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности. - Ростов-на-Дону, 2004.

9.     Урсул А.Д. Безопасность и развитие: концептуально-методологические аспекты // Безопасность Евразии. – 2007. - № 1.

10. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_40315.html

 

 

 


 

[1] Урсул А.Д. Безопасность и развитие: концептуально-методологические аспекты // Безопасность Евразии. – 2007. - № 1.

[2] Романович А.Л., Урсул А.Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). – М., 2006; Глобалистика. Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: Радуга, 2003; Бауман З.  Глобализация: последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004 и др.

[3] Бусыгин А.Г.  Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Ульяновск, 2003.

[4] См. Бусыгин А.Г. Там же.

[5] Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов /под ред. А.И. Сидорова. – М., 2007. С. 17.

[6] Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности. - Ростов-на-Дону, 2004. С. 104.

[7] Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2004. С. 6.

[8] http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_40315.html

[9] Подробнее об этом: Бусыгин А.Г.  Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмоэкология 2). – Ульяновск, 2008.

[10] Там же. С. 21.

[11] Выдержка из ГОС ВПО для педагогических специальностей.

[12] Бусыгин А.Г.  Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмоэкология 2). – Ульяновск, 2008. С. 21.

[13] Там же. С. 23.

Используются технологии uCoz