Вопросы к зачету
1. Актуальность изучения предмета БЖД. Цели и задачи БЖД.
2. Классификация понятия «среда». Классификация негативных факторов среды обитания.
3. Человек в экстремальной ситуации: авиакатастрофа, захват самолета и пассажиров в заложники. Правила поведения человека в данной ЧС.
4. Человек в экстремальной ситуации: автокатастрофа, авария на водном транспорте. Причины, правила поведения человека в данной ЧС.
5. Человек в экстремальной ситуации: железнодорожная катастрофа, ситуации в метро. Причины, правила поведения человека в данной ЧС.
6. Аварии на радиационно-опасном объекте. Причины, правила поведения человека в данной ЧС.
7. Аварии на биологически опасном объекте. Причины, правила поведения человека в данной ЧС.
8. Аварии на химически опасном объекте. Причины, правила поведения человека в данной ЧС.
9. ЧС природного характера теллурического и тектонического происхождения. Поведение человека во время данных ЧС.
10. ЧС природного характера ландшафтного происхождения. Поведение человека в данных ЧС.
11. ЧС природного характера гидрологического происхождения. Поведение человека в данных ЧС.
12. ЧС природного характера метеорологического происхождения. Поведение человека в данных ЧС.
13. Система предупреждения и действий в ЧС. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС. Проведение эвакомероприятий.
14. Влияние электромагнитного излучения на человека. Роль питания в снижении воздействия на человека электромагнитного излучения.
15. Воздействие электрического тока на человека. Меры предостороженности.
16. Воздействие ионизирующего излучения на человека. Концепция радиозащитного питания.
17. Воздействие негативных факторов физического происхождения (шум, вибрация) на человека. Защита человека от их воздействия.
18. Классификация вредных веществ и характер воздействия на организм человека.
19. Воздействие негативных факторов биологического происхождения на человека. Защита человека от их влияния.
20. Взаимосвязь природной среды и здоровья человека.
21. Продукты питания как источник вредных веществ для человека.
22. Продукты питания как источник лечебного воздействия на организм человека.
23. Краткая характеристика ядерного оружия.
24. Кризис питания: его причины и возможные пути решения.
25. Дескриптор тезауруса десмоэкологии «общечеловеческие ценности». Его значение для жизни человеческой популяции.
26. Дескриптор тезауруса десмоэкологии «эколого-социальная ответственность». Его значение для жизни человеческой популяции.
27. Ноосферные нормы поведения людей на Земле.
28. Базовые потребности человека как основа меры здоровья.
29. Здоровьесберегающее (равновесное) питание как необходимый компонент для нормальной жизнедеятельности человека.
30. Глобальный экологический кризис: причины и структура.
31. Понятие «здоровье». Различные подходы к определению понятия «здоровье».
32. Пищевые добавки как источник опасности в продуктах питания.
33. Проведение работ по ликвидации последствий ЧС. Обработка местности, сооружений, технических средств и санитарная обработка.
34. Формула здоровья (Чепурного-Маслоу-Бусыгина А. Г., Бусыгиной А. Л.).
35. Понятие «опасность». Виды опасностей для человека.
36. Гносеологические общечеловеческие проблемы XXI века.
37. Социально-экономические общечеловеческие проблемы XXI века.
38. Этические общечеловеческие проблемы XXI века.
39. Социальные опасности, связанные с психическим воздействием на человека.
40. Социальные опасности, связанные с физическим насилием
41. Социальные опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека.
42. Социальные опасности, связанные с болезнями.
43. Психофизические факторы труда. Карта условий труда. Категории тяжести труда.
44. Микроклимат и создание комфортных условий терморегуляции организма. Системы обеспечения параметров микроклимата.
45. Краткая характеристика химического оружия.
46. Краткая характеристика биологического оружия.
47. Социальные опасные явления: войны, их особенности; виды современного оружия.
48. Социальные опасные явления: терроризм. Поведение человека в такой ситуации.
49. Глобальный экологический кризис: его дефиниция и содержание.
50. Многообразие различных точек зрения на структуру содержания общечеловеческих ценностей.
51. Особенности антропоцентризма. Его роль в развитии и сохранении популяции Homo sapiens.
52. Особенности экологоцентризма. Его роль в развитии и сохранении популяции Homo sapiens.
53. Общечеловеческие ценности, эколого-социальная ответственность и ноосферные нормы поведения людей как методологическая основа современной науки об образовании и воспитании людей.
54. Техносфера и ноосфера: их сущность и роль для жизни современного общества.
55. Десмоэкология – как современная наука об образовании и воспитании людей.
56. Взаимосвязь десмоэкологии и безопасности жизнедеятельности.
57. Роль аксиом десмоэкологии в курсе «Безопасность жизнедеятельность».
58. Проблема образования и воспитания специалистов широкого профиля.
59. Функциональные обязанности десмоэкологов. Их роль для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей и сохранения чистоты окружающей среды.
60. Формула гениальности. Обоснование ее необходимости для развития и сохранения популяции Homo sapiens.
Вопросы к зачету по Безопасности жизнедеятельности.
(для ФНО – ПДО, ПиМНО)
(для ИФК)
1. Актуальность изучения предмета «Безопасность жизнедеятельности». Цели, задачи, функции дисциплины БЖД.
2. Классификация понятия «среда».
3. Классификация негативных факторов среды обитания.
4. Факторы, воздействующие на формирование условий труда. Опасные и вредные производственные факторы. Их характеристика и классификация.
5. Карта условий труда на рабочем месте. Правила ее составления. Категории тяжести труда.
6. Микроклимат и создание комфортных условий терморегуляции организма.
7. Системы обеспечения параметров микроклимата.
8. Освещенность. Требования к системам освещения.
10. Психофизиологические факторы труда. Режимы труда и отдыха: суточный режим, недельный, месячный и годовой режимы труда и отдыха.
11. Оздоровление воздушной среды. Пыль. Виды пылеообразования. Воздействие пыли на здоровье человека.
12. Вредные химические вещества, их классификация.
13. Воздействие вредных химических веществ на организм человека. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.
14. Источники вредных химических веществ в бытовой среде.
15. Электромагнитные излучения, классификация, источники ЭМП.
16. Воздействие ЭМП на организм человека, принципы гигиенического нормирования и защиты.
17. Лазерное излучение, его воздействие на человека. Обеспечение лазерной безопасности.
18. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Особенности воздействия этих видов излучения на организм человека и защита от них.
19. Шум. Его физические характеристики. Действие шума на организм человека.
20. Средства и методы борьбы с шумом. Нормирование шума.
21. Ультразвук и инфразвук. Действие на организм человека, гигиеническое нормирование и принципы защиты.
22. Воздействие на организм человека электрического тока. Первая помощь при поражении электрическим током. Правила электробезопасности.
23. Вибрация, ее действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Обеспечение вибробезопасных условий труда.
24. Ионизирующие излучения, их физическая природа и источники излучения.
25. Биологическое действие ионизирующих излучений на живой организм. Защита от воздействия ионизирующих излучений.
26. Сущность и структура экологического кризиса. Состояние окружающей среды Самарской области как отражение мировых экологических проблем.
27. Возможные меры по обеспечению экологической безопасности.
28. Чрезвычайные ситуации: причины возникновения, классификация и организация защиты от них.
29. Землетрясения. Основные параметры, определяющие силу и характер землетрясения. Измерение силы землетрясений с помощью различных шкал.
30. Последствия землетрясений в зависимости от их силы. Порядок действий при землетрясении.
31. Сели и оползни. Причины и возможные последствия. Порядок действий при селях и оползнях.
32. Гидрологические ЧС, их причины и разновидности. Последствия данных ЧС.
33. Порядок действий при возникновении гидрологических ЧС (наводнений и цунами).
34. Атмосферные ЧС: ураганы, бури, смерчи, молнии. Шкала Бофорта. Порядок действий при возникновении данных ЧС.
35. Техногенные опасности: пожар в жилом доме и общественном здании. Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Правила поведения человека при возникновении пожара.
36. Пожар в доме. Причины возникновения пожара. Основные правила пожарной безопасности дома.
37. Взрыв на улице, в тоннеле. Поведение человека. Меры предосторожности.
38. Аварии на автомобильном транспорте: меры безопасности на дороге, правила поведения в случае возникновения аварии. Оказание первой помощи пострадавшим. Как вести себя пешеходу, чтобы не стать участником ДТП?
39. Аварии на железнодорожном транспорте: меры безопасности, правила поведения в случае возникновения аварии. Оказание первой помощи пострадавшим.
40. Правила безопасного поведения в метрополитене. Порядок действий в случае возникновения аварии на эскалаторе, на платформе или в тоннеле.
41. Аварии на радиационно-опасных объектах. Выбросы радиоактивных веществ. Правила поведения человека в данной ЧС.
42. Аварии на химически опасных объектах. Правила поведения человека в данной ЧС.
43. Оружие массового поражения. Его виды, особенности и поражающие факторы.
44. Способы защиты населения при ЧС техногенного характера: рассредоточение и эвакуация.
45. Способы защиты населения при ЧС техногенного характера: укрытия и индивидуальные средства защиты.
46. Социальные опасности криминального характера, связанные с психическим воздействием на человека (мошенничество, воровство, квартирные кражи и т.д.). Меры предосторожности и правила поведения человека.
47. Социальные опасности криминального характера, связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, изнасилование). Меры предосторожности и правила поведения в данных ситуациях.
48. Религиозная безопасность. Секты и мировые религии. Защита своей воли и имущества от сект.
49. Террористическая угроза. Меры защиты. Правила поведения человека при террористических актах.
50. Социальные опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение).