Вопросы к семинарскому занятию по теме
«организм и среда обитания»
1. Почему в биогенном круговороте веществ в планетарном масштабе ключевым звеном являются организмы?
2. Каким образом проявляется и в чем выражается взаимосвязь любого организма с окружающей средой?
3. Что означает выносливость любого организма к различным факторам окружающей среды?
4. Какие условия среды для травянистых и древесных растений болот могут выступать в качестве лимитирующих?
5. Докажите, что сезонные явления в природе выступают в качестве доказательства фотопериодизма.
6. Почему солнечный свет может оказывать на различные организмы многовариантное действие?
7. Какие принципы жизнедеятельности организмов связаны с проявлением закона толерантности?
8. От каких свойств воды зависит жизнь ее обитателей?
9. Почему содержание в воде кислорода может выступать как лимитирующий фактор?
10. Какие особенности строения присущи обитателям разных слоев водной среды?
11. Что такое ионизирующие излучения? Каковы дозы этих излучений?
12. Какими последствиями могут сопровождаться действия ионизирующих излучений на живые организмы?
13. Как проявляется действие живых организмов на среду обитания?
14. Каким организмам и каким процессам мы обязаны появлению кислорода в атмосфере Земли?
15. Почему жизненная форма любого растения, животного или гриба является проявлением их приспособленности к условиям среды?
16. Почему приспособленность организмов к среде обитания не является абсолютной?
17. В каких случаях хозяйственная деятельность людей не будет сопровождаться изменением среды обитания и условий жизни?
Вопросы к семинарскому занятию по теме «Популяционный уровень организации живых организмов»
1. Почему проблему вида считают одной из центральных в теоретической и практической экологии и биологии?
2. Докажите, используя любые примеры, что в окружающей вас живой природе объективно существуют виды растений, животных других царств.
3. Чем определяется обособленность видов? Какое это имеет значение?
4. Что такое популяция?
5. Почему для определения вида необходимо учитывать и принимать во внимание не один, а несколько критериев?
6. Охарактеризуйте структуру популяции?
7. Из каких компонентов может складываться структура любой популяции?
8. Почему для многих видов возрастная структура популяций может быть весьма неустойчивой?
9. Какая существует связь между возрастной и половой структурой популяций некоторых видов?
10. Охарактеризуйте механизмы саморегуляции популяции.
11. Почему существует проблема регуляции численности популяции?
12. Какие процессы могут происходить с теми организмами, которые обитают в условиях увеличения плотности популяции?
13. Какие биологические факторы могут предотвращать перенаселение в популяциях? Как люди могут использовать это в своих интересах?
14. В каких случаях для определения численности популяции используют прямой подсчет особей? Как он производится?
15. Почему существует проблема регуляции численности популяции? Какую роль могут играть люди?