курс лекций
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
План занятия |
Рекомендуемая литература |
1 |
Предмет естествозна-ния. Естественнонаучная картина мира |
4 |
1. Предмет естествознания и его отличие от других циклов наук. 2. Естественнонаучная и гуманитарная культура. 3. Применение математических методов в естествознании. 4. Естественнонаучная картина мира.
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
2 |
Основные этапы раз-вития естествознания |
4 |
1. Особенности развития естествознания в эпоху античности. 2. Особенности развития естествознания в Средние века. 3. Эпоха Возрождения. 4. Естественнонаучная картина мира в эпоху Нового времени. 5. Развитие естествознания в 18 веке. 6. Развитие естествознания в 19 веке. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
3 |
Научно-техническая революция |
2 |
1. Связь науки и техники в современном мире. 2. Понятие НТР. 3. Воздействие НТР на жизнь общества. 4. Отрицательные последствия НТР. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
4 |
Понятие и проис-хождение Вселенной |
2 |
1.Понятие и происхождение Вселенной. 2. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. 3. Эволюция и строение галактик. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
5 |
Строение и эволюция звездных систем |
2 |
1.Понятия астрономии, астрофизики и космонавтики. 2.Строение и эволюция звезд. 3.Солнечная система и ее происхождение
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
6 |
Эволюция и строение Земли |
4 |
1. Общая характеристика Земли. 2. Эволюция Земли. 3. Тектоника литосферных плит. 4. Эволюция климата. 5. Гея-гипотеза и ее суть.
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
7. |
Физическая картина мира |
4 |
1. Понятие и история возникновения квантовой механики. 2. Уровни организации неживой материи. 3. Физические взаимодействия. 4. Теория относительности. 5. Специальная теория относительности. |
1. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с. 2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 232 с. 3. Спасский Б.И. Физика для философов. М.: Издательство МГУ, 1989. 4. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Ф. Хохлова. – М.: Дрофа, 2006. – 256 с. |
8. |
Химические концепции естествознания |
4 |
1. 1.Понятия и основные задачи химии. 2. 2.Решение проблемы химического элемента. 3. 3.Проблемы эволюционной химии. 4. 4.Состав живой материи. 5.Биомолекулы. 5. 6.Нуклеиновые кислоты. 6. 7.Энергетика биохимических процессов. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
9. |
Сущность и происхождение жизни |
2 |
1. Понятия живых систем и их свойства. 2.Теории происхождения жизни. 3. Теория Опарина А.И.
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
10. |
Учение Вернадского о биосфере |
2 |
1. Основные положения учения. 2. Эмпирические обобщения Вернадского. 3. Эволюция биосферы. 4. Отличия растений от животных.
|
1. Акимов Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М., 1998. 2. Вернадский В.И. Биосфера. – М., 1993. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Любое издание. 4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов: М., АСТ: Астрель, 2006. – 380 с. 5.Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Гидрометиздат, 1974. 6. Концепции современного естествознания: учебное пособие / Под ред. С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 413 с. 7. Концепции современного естествознания. Курс лекций / Под ред. А.С. Борщова – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 192 с. 8. Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 9. Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. |
11. |
Основы синергетики |
2 |
1.Новое учение о самоорганизации. 2. Основные понятия и принципы синергетики. 3. Диссипативные структуры. 4. Понятие энтропии. 5. Переход от классической термодинамики к синергетике. 6. Значение синергетики. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
12. |
Основы кибернетики |
2 |
1. 1.Основные понятия кибернетики. 2. 2. История кибернетики. 3. 3.Понятие кибернетики. 4. 4. Виды кибернетики
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
13. |
Личность ученого и этика науки |
2 |
1.Значение личности в науке. 2. Мотивы занятия наукой. 3. Качества, необходимые ученому. 4. Наука и ценности. 5. Биоэтика.
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
семинарские занятия
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
План занятия |
Рекомендуемая литература |
1 |
Предмет естествозна-ния. Естественнонаучная картина мира |
2 |
1. Предмет естествознания и его отличие от других циклов наук. 2. Естественнонаучная и гуманитарная культура. 3. Применение математических методов в естествознании. 4. Естественнонаучная картина мира.
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
2 |
Основные этапы раз-вития естествознания |
4 |
1.Особенности развития естествознания в эпоху античности. 2.Особенности развития естествознания в Средние века. 3.Эпоха Возрождения. 4.Естественнонаучная картина мира в эпоху Нового времени. 5.Развитие естествознания в 18 веке. 6.Развитие естествознания в 19 веке. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
3 |
Понятие и проис-хождение Вселенной |
2 |
1.Понятие и происхождение Вселенной. 2. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. 3. Эволюция и строение галактик. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
4 |
Строение и эволюция звездных систем |
2 |
1.Понятия астрономии, астрофизики и космонавтики. 2.Строение и эволюция звезд. 3.Солнечная система и ее происхождение
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
5. |
Физическая картина мира |
4 |
1.Понятие и история возникновения квантовой механики. 2.Уровни организации неживой материи. 3.Физические взаимодействия. 4. Теория относительности. 5. Специальная теория относительности. |
1. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с. 2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 232 с. 3. Спасский Б.И. Физика для философов. М.: Издательство МГУ, 1989. 4. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Ф. Хохлова. – М.: Дрофа, 2006. – 256 с. |
6. |
Химические концепции естествознания |
4 |
7. 1.Понятия и основные задачи химии. 8. 2.Решение проблемы химического элемента. 9. 3.Проблемы эволюционной химии. 4 4.Состав живой материи. 5. 5. Биомолекулы. 6. Нуклеиновые кислоты. 7.Энергетика биохимических процессов. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
7. |
Учение Вернадского о биосфере |
4 |
1. Основные положения учения. 2. Эмпирические обобщения Вернадского. 3. Эволюция биосферы. 4. Отличия растений от животных.
|
1. Акимов Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М., 1998. 2. Вернадский В.И. Биосфера. – М., 1993. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Любое издание. 4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов: М., АСТ: Астрель, 2006. – 380 с. 5.Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Гидрометиздат, 1974. 6. Концепции современного естествознания: учебное пособие / Под ред. С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 413 с. 7. Концепции современного естествознания. Курс лекций / Под ред. А.С. Борщова – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 192 с. 8. Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 9. Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. |
8. |
Основы синергетики |
2 |
1.Новое учение о самоорганизации. 2. Основные понятия и принципы синергетики. 3. Диссипативные структуры. 4. Понятие энтропии. 5. Переход от классической термодинамики к синергетике. 6. Значение синергетики. |
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000.
|
9. |
Основы кибернетики |
2 |
5. 1.Основные понятия кибернетики. 6. 2. История кибернетики. 7. 3.Понятие кибернетики. 8. 4. Виды кибернетики
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |
10. |
Личность ученого и этика науки |
2 |
1.Значение личности в науке. 2. Мотивы занятия наукой. 3. Качества, необходимые ученому. 4. Наука и ценности. 5. Биоэтика.
|
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. 2.Кузнецов В.В. и др. Естествознание. М., 1996. 3.Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000. 4.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 2000. |