Курс лекций

 

Название темы

Формы, методы и средства освоения дисциплины

План занятия

Рекомендуемая литература

1

Общенаучные и методологические вопросы естествознания.

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов

1.      Актуальность изучения предмета КСЕ, цели и задачи дисциплины.

2.       Особенности современной науки  вообще и естествознания в частности (предмет, цель, связь с практикой, преемственность, объективность, структура, проблема дифференциации и интеграции в науке).

3.    Классификация современных наук.

4.    Понятия «научная парадигма» и «естественнонаучная революция».

1.Горелов А.А. Концепции современного  естествознания. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

3.Найдыш В.М. Концепции современного естествозхнания. М., 2001.

4. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2005.

2

Становление и развитие естественнонаучной картины мира.

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

 

1. Сущность понятия «естественнонаучная картина мира» и этапы развития науки.

2. Зарождение основ научного знания в эпоху античности.

3.  Наука в период средневековья и Возрождения.

4.  Новое время: механическая и электромагнитная картины мира.

5. 20 век – неклассическая наука.  Современный этап – НТР и постнеклассическая наука.

1. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

2.Найдыш В.М. Концепции современного естествозхнания. М., 2001.

3. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2005.

4. Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000.

3

Физико-химические  концепции микромира.

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов;

 

1.      Предмет, структура и задачи науки физики.

2.      Квантовая механика как одна из ведущих концепций современной физики.

3.   Развитие учения о строении материи.

4.   Силы физического взаимодействия.

1.     Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.     Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.     Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

4.     Карпенков С.Х. КСЕ. М., 2001.

5. Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

4

Концепции происхождения, строения и эволюции Вселенной

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

Учебные фильмы:

«Астрономия» Ч. 2.

«Все о Космосе».

1.Понятие «Вселенная».

2.Концепция стационарного состояния Вселенной.

3.Суть и основные положения современной концепции пространства и времени – теории относительности А. Эйнштейна. Концепция нестационарной расширяющейся Вселенной.

4.  Модель Большого Взрыва и горячей Вселенной. 

5.      Структура Вселенной: строение и типы галактик. Млечный путь.

1.Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

4.Карпенков С.Х. КСЕ. М., 2001.

5.Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

6.Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000.

5

Концепции эволюции звездных объектов.

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

Учебные фильмы:

«Астрономия» Ч. 2.

«Все о Космосе»

 

1.Астрономия и астрофизика.

2.Звезды как космические объекты в составе галактик. Химический состав звезд.

3.Основные звездные характеристики.

4.Эволюция звезд.

5.Солнце как центр планетной системы. Солнечная активность.

 

1.Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

4.Карпенков С.Х. КСЕ. М., 2001.

5. Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

6.Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000.

6.

Концепция планетарной эволюции и строение Земли

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов

 

1.Концепции возникновения Солнечной системы.

2. Этапы формирования Земли как космического тела.

3.Тектоника литосферных плит.

4.Современное внутреннее строение Земли.

5.Географические оболочки: литосфера, гидросфера и атмосфера.

 

1.Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

4.Карпенков С.Х. КСЕ. М., 2001.

5.Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

6.Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000

7.

Концепции  возникновения жизни на Земле

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

Учебный фильм «Эволюция» (в 5 ч.)

1.Сущность жизни. Отличие живой материи от неживой.

2.Концепции происхождения жизни.

3.Теория А.И. Опарина.

4.Геохронологическая шкала развития органического мира.

 

1.Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

4.Карпенков С.Х. КСЕ. М., 2001.

5.Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

6.Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000

8.

Концепция эволюции живой природы.

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов

Учебный фильм «Эволюция» (в 5 ч.)

1.  Понятие «эволюция».

2.  Развитие эволюционных представлений в биологии.

3.   Принципы теории Ч. Дарвина.

4.  Современная синтетическая теория эволюции.

 

1.Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

4.Карпенков С.Х. КСЕ. М., 2001.

5.Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

6.Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000

9.

Концепции происхождения и эволюции человека.

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

Учебный фильм «Эволюция» (в 5 ч.)

1. Двойственная сущность человека. Сходство и отличия человека и животных.

2. Концепции происхождения человека.

3. Современная теория антропогенеза и ее доказательства.

4. Факторы и стадии антропогенеза.

5. Социальная эволюция и расогенез.

 

1.Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

4.Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000

10

Основы генетики.

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

 

1.Зарождение генетики – законы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.

2.Понятия «ген», «хромосома», «генотип», «фенотип».

3.ДНК – носитель наследственной информации.

4.Сущность и перспективы генетической инженерии и клонирования.

5. Расшифровка генома человека.

1.      Горелов А.А. КСЕ. М., 2006.

2.      Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.      Садохин А.П. КСЕ. М., 2005.

4.      Современное ест-ние: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000

11

Уровни организации живого и их взаимосвязи.

 

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов.

 

1.    Единство живой и неживой природы на атомном уровне.

2.    Молекулярный уровень.

3.    Онтогенетический уровень

4.    Популяционно-биоценотический уровень.

5. Экосистемный уровень.

6. Биосферный уровень. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1.      Коробкин В. И. Экология. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2.      Шилов И. А. Экология. – М., 2000.

3.      Экология / Под ред. Л. И. Цветковой. М.; СПб, 1999.

4. Вернадский В.И. Биосфера. – М., 1993.

5. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. – М., 1996.

12

Сущность и причины глобального экологического кризиса

 Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов;

- наглядно-раздаточный материал

1.    Различные точки зрения на существование глобального экологического кризиса (ГЭК).

2.    Структура и содержание ГЭК.

3.    Гносеологические и социально-экономические причины зарождения ГЭК.

 

1.      Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. – Ульяновск: «Симбирская книга», 2003.

2.      Терентьев А.А. Глобальные экологические проблемы. – Н.Новгород: НОКЭП, 1991.

13

Ноосферная концепция XX века и современности.

 

Лекционная форма, - метод проблемного изложения материала с использованием вопросов, активизирующих умственную деятельность студентов;

- наглядно-раздаточный материал

1.Суть концепции ноосферы в трудах мыслителей ХХ века.

2.Причины появления десмоэкологии как теории образования для устойчивого развития.

3.Суть, основные составляющие и назначение десмоэкологии. Аксиомы десмоэкологии.

4.Главные цели и содержание ноосферной системы образования.

 

1.     Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Гидрометиздат, 1974.

2.     Маркович Д. Ж. Социальная экология. – М., 1991.

3.     Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. – Ульяновск: «Симбирская книга», 2003.

 

 

Семинарские занятия

 

Название темы

План занятия

Рекомендуемая литература

Задания

для самостоятельной работы

1.

 

Общенаучные вопросы естествознания

 

1.     Сущность понятий «наука» и «естествознание». Характерные черты науки и отличие науки от других отраслей культуры. Структура естествознания. Дифференциация и интеграция в науке.

2.     Структура и методы естественнонаучного познания.

3.     Становление и развитие естественнонаучной картины мира. Три революции в естествознании (Аристотель – Коперник – Ньютон - Эйнштейн).

4.     НТР: сущность, основные достижения и отрицательные последствия.

 

 

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

2. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2001.

4. Блинкин С.А. Очерки о естествознании. М., 1979.

5. Великие естествоиспытатели / ред. Н. Филипповский. М., 1985.

6. Современное естествознание: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000.

 

1. Составьте подробную классификацию наук XXI века.

2. Проанализируйте соотношение понятий «истинность в науке» и «бесконечность познания».

3. Подготовьте сообщение о жизни, научной деятельности и вкладе в естествознание одного из ученых прошлого или современности.

4. Перечислите основные перспективы развития нанотехнологий.

 

2.

Современные науки о Космосе и о Земле

 

1. Концепции происхождения и эволюции Вселенной. Теория Большого Взрыва и Расширяющейся Вселенной.

2. Структура Вселенной: галактики и звезды. Эволюция звезд.

3. Солнце и Солнечная система. Концепции происхождения Солнечной системы и ее строение. Характеристика Солнца, планет и малых тел системы.

4. Эволюция и современное строение Земли. Геосферные оболочки (литосфера, гидросфера, атмосфера).

 

1.   Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

2.   Лихин А.Ф. КСЕ. М., 2007.

3.   Садохин А.П. КСЕ М., 2005.

4.   Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. М., 2000.

5.   Дубнищева Т.Я. КСЕ. М., 2006.

6.   Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2001.

Современное естествознание: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000.

1. Составьте таблицу «Планеты Солнечной системы», в которой укажите размеры планеты, расстояние до нее от Солнца, скорость вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца, плотность вещества, температура на поверхности.

2. Составьте схему «Эволюция звезд в зависимости от первоначальной массы»

3.

Физические концепции естествознания

1.      Концепции классической физики: механическая и электромагнитная картины мира, классическая термодинамика, энтропия.

2.      Теория относительности.

3.      Квантовая механика. Структура микромира и классификация элементарных частиц. Теория кварков.

4.      Силы физического взаимодействия.

 

1.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

2.Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2005.

3.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2006.

5.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2001.

6.Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

1. Составьте сравнительную таблицу «Механическая, электромагнитная и квантово-полевая картины мира».

2. Составьте подробную классификацию элементарных частиц.

4

Современная биологическая картина мира

 

 

1.Возникновение жизни на Земле. Основные концепции, теория А.И. Опарина.

2.Развитие органического мира на Земле по эрам и периодам. Геохронологическая шкала.

3.Концепция эволюции живой природы: от Ламарка и Дарвина к современной синтетической теории эволюции.

4.Основы генетики и ее современные достижения: генная инженерия, клонирование.

 

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

2.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

3.Найдыш В.М. Концепции современного естествозхнания. М., 2001.

4.Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2005.

5.Современное естествознание: энциклопедия. В 10-ти тт. / под ред. В.Н. Сойфер. М., 2000.

 

1.   Сравните сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма.

2.   Сформулируйте определение понятия «жизнь».

3.   Перечислите космические и абиогенные предпосылки возникновения жизни абиогенным путем на нашей планете.

4.   Изложите основные положения клеточной теории.

5.   Перечислите органоиды клетки и укажите их функции.

 

5.

Место человека в естественнонаучной картине мира

 

 

1.       Концепции происхождения и эволюции человека. Стадии антропогенеза.

2.       Современное естествознание о человеке: социобиология, этология, этнология.

3.       Изучение мозга и сознания человека. Сущность и структура сознания. Психоанализ З. Фрейда и аналитическая психология К. Г. Юнга.

 

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Любое издание.

2.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.

3.Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2005.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

1. Объясните, что такое социальные отношения, и расскажите, как они складывались на разных этапах эволюции человека.

2. Теория здоровья здорового человека.

 

6.

Экологические концепции естествознания

1. Экосистемный уровень организации живых существ: структура и виды экосистем, типы взаимоотношений организмов, энергетика и продуктивность, динамика и развитие экосистем.

2. Учение Вернадского о биосфере.

3. Законы социальной экологии Барри Коммонера.

 

1.   Коммонер Б. Замыкающийся круг. М., 1974.

2.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2005.

3.   Тимофеева С.С. Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии. Ростов-на-Дону. 2004.

4.   Экологический энциклопедический словарь. – М., 2002.


 

 

1.   Расскажите о круговоротах воды, углерода, азота и серы в биосфере. Подумайте, как влияет деятельность человека на процесс круговоротов (приведите примеры).

2.   Перечислите основные экологические факторы (абиотические и биотические). Приведите примеры адаптаций организмов к различным внешним факторам.

3.   Перечислите типы взаимоотношений между организмами и приведите по 3 примера каждого из типов.

4.   Приведите примеры действия законов Б. Коммонера в природе и обществе.

 

 

 

7.

Взаимоотношения общества и природы

 

 

1.       Сущность и причины глобального экологического кризиса. Типы экологического сознания.

2.       Поиски направления развития человеческой цивилизации: модели Римского клуба, концепция устойчивого развития.

3.       Учение о ноосфере.

4.       Десмоэкология как методика выхода из ГЭКа.

 

1.   Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. – Ульяновск: «Симбирская книга», 2003.

2.   Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. – М., 1982.

3.   Терентьев А.А. Глобальные экологические проблемы. – Н.Новгород: НОКЭП, 1991.

1. Ноосферные нормы поведения людей Земли.

2. Аксиомы десмоэкологии.

3. 7 дескрипторов тезауруса десмоэкологии.


 
Используются технологии uCoz