СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА (ГЭК)

 

I экспоненциальный рост народонаселения,

II.  ФАКТОР ЧИСТОТЫ БИОСФЕРЫ:

      1. Производство отходов.

2.        Геохимическое загрязнение биоты и окружающей среды:

а) глобальное потепление, вызванное парниковым эффектом;

б) увеличение размеров стратосферных озоновых дыр;

в) кислотные дожди;

г) запыление воздуха;

д) нарушение экологии гидросферы;

е) деградация глобальных функций почвы;

ж) обезлесение;

з) опустынивание земель;

и) сокращение биологического разнообразия.

      3.  Радиотоксикация.

      4.  Шумовое загрязнение.

      5.  Электромагнитное загрязнение.

III.  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР.

IV. ИСЧЕРПАЕМОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ  (сырьевой + разрушение естест­венных экосистем на огромных территориях),

V. ГЛОБАЛЬНОЕ УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ  ЗЕМНОГО ШАРА[1].

 


 

 

[1] Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Ульяновск, 2003.

 

 

НООСФЕРНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ЗЕМЛИ.

 

1.        Признать приоритетными общечеловеческими ценностями –  жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

2.         Признать, что для сохранения в биосфере человеческой популяции в первую очередь необходимо изменить мышление основной массы человечества с антропоцентрического на экологоцентрическое.

3.        Руководствоваться в своих действиях тем, что человек занимает в биосфере двоякое положение – он не только потребитель природы, но и неотъемлемая ее часть, полностью зависимая от окружающей среды.

4.        Осознать, что у человечества только тогда появится шанс на выживание, если решением экологических проблем будут совместно заниматься люди всех наций, рас и вероисповеданий.

5.        Принять как руководство к действию, что экологический кризис выдвинул перед человечеством принципиально новый класс сложнейших эколого-социально-экономических задач, требующих от всех людей, живущих на Земле, качественно иного (интегративного) уровня образования.

6.        Признать, что относительная утрата человечеством инстинкта самосохранения, является следствием глобального размежевания наук на науки о живом и неживом.

7.         Перестроить всю систему обучения и воспитания населения Земли, положив в ее основу две аксиомы экологии – «в мире все связано со всем» и «живое и неживое – это сиамские близнецы, разрыв которых смертелен для обоих».

8.        Человечеству необходимо философию выживания превратить в конкретные дела – не допускать бесконтрольного роста численности населения Земного шара и экологических правонарушений, беспрерывно следить за состоянием окружающей среды.

9.        Специалисты должны разрабатывать только «экологосовместимые», ресурсоэкономные технологии, подвергать их экологической экспертизе, исходя из аксиом экологии, что «природа исчерпаема» и в природе нет такого понятия как «мусор».

10.      Экологические императивы неотвратимы и должны лечь в основу жизненной стратегии каждого человека, а также национальной, региональной и мировой политики. Отрицание этого требования вызывает угрозу деградации среды жизни человечества[1].  

 


 

[1] Бусыгин А.Г. "Десмоэкология...". - Ульяновск, 2003. - С. 47.

 

 

 


 
Используются технологии uCoz