ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 1.        Сущность понятий «обученность» и «образованность» и их различия. Актуальность изучения предмета «Концепции современного естествознания». Цели и задачи данной дисциплины.

2.        Сущность понятия «наука». Особенности и характерные черты современной науки. Отличие науки от других отраслей культуры.

3.        Структура научного знания. Проблема дифференциации и интеграции в науке. Цель, задачи, предмет и структура естествознания.

4.                    Предыстория развития науки в период античности и средневековья. Первая естественнонаучная революция.

5.                    Развитие науки в эпоху Возрождения и Новое время. Вторая естественнонаучная революция.

6.                    Становление и развитие современной естественнонаучной картины мира в первой половине ХХ в. Третья естественнонаучная революция.

7.                    Научно-техническая революция – сущность и основные особенности. Основные достижения НТР.

8.                    Отрицательные последствия НТР, их причины, сущность и способы преодоления.

9.        Суть и основные положения квантовой механики.

10.     Структура микромира и классификация элементарных частиц. Теория кварков.

11.     Силы физического взаимодействия.

12.                Современная концепция пространства и времени – теория относительности. Основные постулаты.

13.     Концепции эволюции Вселенной. Теория Большого Взрыва и ее доказательства.

14.     Галактики: их строение и классификация. Млечный путь.

15.     Основные звездные характеристики. Строение и эволюция звезд.

16.     Концепции происхождения Солнечной системы.

17.     Солнце – центр планетной системы. Физическое строение и химический состав Солнца. Солнечная активность, ее проявления и влияние на земные процессы.

18.     Строение Солнечной системы. Планеты и малые тела.

19.     Концепция планетарной эволюции и современное внутреннее строение Земли. Географические оболочки.

20.     Основные концепции возникновения жизни на Земле.

21.     Теория биохимической эволюции жизни Опарина А.И. Основные условия возникновения жизни. Поэтапный процесс зарождения живой клетки.

22.     Суть концепции эволюционизма и развитие эволюционных представлений в биологии (от Ламарка до синтетической теории эволюции).

23.     Суть и основные принципы теории эволюции живой природы Ч. Дарвина. Проявление их действия в природе.

24.     Основы генетики: понятия «ген», «хромосома», «генотип», «генетический код», «мутация», хромосомная теория наследственности, молекулярное строение ДНК.

25.     Достижения современной генетики: генная инженерия, клонирование. Их прогрессивный характер и возможные негативные последствия применения.

26.     Уровни организации живого: молекулярный, онтогенетический, популяционно-биоценотический.

27.     Учение о биосфере В.И. Вернадского: особенности трактовки термина «биосфера», структура и границы биосферы. Основные принципы учения.

28.     Понятие «живое вещество» у Вернадского. Свойства и функции живого вещества.

29.     Экосистемный уровень организации живых организмов. Структура и классификация экосистем. Связи организмов в экосистемах.

30.     Двойственная сущность человека. Раскрыть смысл утверждения: «Человек - биосоциальное существо». Черты сходства и различия человека и животных.

31.     Существующие теории происхождения человека. Современная концепция антропогенеза.

32.     Законы социальной экологии.

33.     Суть концепции ноосферы. Основные условия перехода биосферы в ноосферу по В.И. Вернадскому. Возможен ли такой переход?

34.     Сущность и структура глобального экологического кризиса.

35.     Причины глобального экологического кризиса.

36.     Типы экологического сознания и их характерные черты. Необходимость смены антропоцентрического сознания на экологоцентрическое.

37.     Концепции будущего развития мира: модели Римского клуба и стратегия устойчивого развития.

38.     Суть и назначение десмоэкологии. Ноосферные нормы поведения людей Земли.

39.     Вклад естествознания в изучение человека: социобиология, этология, этнология.

40.     Теория здоровья здорового человека.

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

(для исторического факультета)

 

1.     Сущность понятий «обученность» и «образованность» и их различия. Актуальность изучения предмета «Концепции современного естествознания». Цели и задачи данной дисциплины.

2.     Сущность понятия «наука». Особенности и характерные черты современной науки. Отличие науки от других отраслей культуры.

3.     Структура научного знания. Проблема дифференциации и интеграции в науке. Цель, задачи, предмет и структура естествознания.

4.     Предыстория развития науки в период античности и средневековья. Первая естественнонаучная революция.

5.     Развитие науки в эпоху Возрождения и Новое время. Вторая естественнонаучная революция.

6.     Становление и развитие современной естественнонаучной картины мира в первой половине ХХ в. Третья естественнонаучная революция.

7.     Научно-техническая революция – сущность и основные особенности. Основные достижения НТР.

8.     Отрицательные последствия НТР, их причины, сущность и способы преодоления.

9.     Суть и основные положения квантовой механики.

10. Структура микромира и классификация элементарных частиц. Теория кварков.

11. Силы физического взаимодействия.

12. Современная концепция пространства и времени – теория относительности. Основные постулаты.

13. Концепции эволюции Вселенной. Теория Большого Взрыва и ее доказательства.

14. Галактики: их строение и классификация. Млечный путь.

15. Основные звездные характеристики. Строение и эволюция звезд.

16. Концепции происхождения Солнечной системы.

17. Солнце – центр планетной системы. Физическое строение и химический состав Солнца. Солнечная активность, ее проявления и влияние на земные процессы.

18. Строение Солнечной системы. Планеты и малые тела.

19. Концепция планетарной эволюции и современное внутреннее строение Земли. Географические оболочки.

20. Основные концепции возникновения жизни на Земле.

21. Теория биохимической эволюции жизни Опарина А.И. Основные условия возникновения жизни. Поэтапный процесс зарождения живой клетки.

22. Суть концепции эволюционизма и развитие эволюционных представлений в биологии (от Ламарка до синтетической теории эволюции).

23. Суть и основные принципы теории эволюции живой природы Ч. Дарвина. Проявление их действия в природе.

24. Основы генетики: понятия «ген», «хромосома», «генотип», «генетический код», «мутация», хромосомная теория наследственности, молекулярное строение ДНК.

25. Достижения современной генетики: генная инженерия, клонирование. Их прогрессивный характер и возможные негативные последствия применения.

26. Уровни организации живого: молекулярный, онтогенетический, популяционно-биоценотический.

27. Учение о биосфере В.И. Вернадского: особенности трактовки термина «биосфера», структура и границы биосферы. Основные принципы учения.

28. Понятие «живое вещество» у Вернадского. Свойства и функции живого вещества.

29. Экосистемный уровень организации живых организмов. Структура и классификация экосистем. Связи организмов в экосистемах.

30. Двойственная сущность человека. Раскрыть смысл утверждения: «Человек - биосоциальное существо». Черты сходства и различия человека и животных.

31. Существующие теории происхождения человека. Современная концепция антропогенеза.

32. Законы социальной экологии.

33. Суть концепции ноосферы. Основные условия перехода биосферы в ноосферу по В.И. Вернадскому. Возможен ли такой переход?

34. Сущность и структура глобального экологического кризиса.

35. Причины глобального экологического кризиса.

36. Типы экологического сознания и их характерные черты. Необходимость смены антропоцентрического сознания на экологоцентрическое.

37. Концепции будущего развития мира: модели Римского клуба и стратегия устойчивого развития.

38. Суть и назначение десмоэкологии. Ноосферные нормы поведения людей Земли.

39. Вклад естествознания в изучение человека: социобиология, этология, этнология.

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

(для факультета управления)

 

составитель:

Левина Светлана Викторовна

1.  Наука. Характерные черты науки. Отличия науки от других отраслей
культуры. Значение науки в развитии культуры. Классификация наук.
Естественнонаучная и гуманитарная культура.

2.            Уровни естественнонаучного познания. Понятие научного метода.

3.            Общая характеристика естествознания. Основные исторические этапы
развития естествознания. Классическая, неклассическая и
постнеклассическая наука.

4.            Научная картина мира. Естественнонаучная картина мира. Понятие научной
революции.

Концепции классической науки.

5.  Основные положения механистической и электромагнитной картин мира.
Понятие детерминизма. Возникновение классической механики. И. Кеплер:
открытие тайн планетных орбит. Механика Е. Еалилея. Физическая теория
И. Ньютона. Физическая природа света. Исследование электрической силы.
11онятие магнетизма.

Концепции неклассической науки.

6.            Основные положения специальной и общей теории относительности.

7.            Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
Корпускулярно-волновой дуализм природы.

8.            Возникновение и развитие квантовой физики.

9.  Фундаментальные взаимодействия в природе.
10.Классификация элементарных частиц.

11. Современная астрономическая картина мира. Основные положения современной космологии.

12.       Строение и эволюция галактик и звезд.

13.       Солнечная система и ее происхождение.

14.Эволюция и строение Земли. Концепция литосферных плит А. Вегенера.

Используются технологии uCoz