ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ[1]

по монографии А.Г. Бусыгина  «Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития» (Ульяновск, 2003).

 

1.  Обосновать разницу между обученным и образованным человеком. Проблема дифференциации знаний в науке и образовании (с. 23-32).

2. Сущность интегративной структурно-содержательной модели знаний. Самоорганизация. (С. 93-104)

3. Раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность педагога» (С. 107-116).

4. Обосновать необходимость воспитания специалиста широкого профиля. Личные качества, которыми должен обладать такой специалист (С. 118-126).

 


 

[1] КОЛЛОКВИУМ (лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиуме обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса.

 

 

 

Задания для самостоятельной работы

к семинарским занятиям

 

К семинару № 1:

1.     Составьте подробную классификацию наук XXI века.

2.     Подготовьте сообщение о жизни, научной деятельности и вкладе в естествознание одного из ученых прошлого или современности.

3.     Перечислите основные перспективы развития нанотехнологий.

4.     Составьте таблицу «Положительные и отрицательные следствия НТР»:

 

Научно-техническое открытие или достижение

Положительные следствия

Отрицательные следствия

 

 

 

 

 

К семинару № 2

1. Составьте таблицу классификации звезд по спектральным классам:

 

№ класса

Цвет звезд

Размер звезд

Температура поверхности

 

 

 

 

 

 

2.  Подготовьте сообщение об одной из планет Солнечной системы.

3. Космонавтика: этапы развития и современные средства изучения космического пространства.

 

К семинару № 3

1. Составьте сравнительную характеристику механистической, электромагнитной и квантово-полевой картин мира.

2. Перечислите основные достижения физики XX века, сыгравшие роль в процессе формирования современной естественнонаучной картины мира.

3. Сформулируйте три закона классической механики Ньютона. Почему именно ньютоновская механика считается первой научной теорией в естествознании?

4. Сформулируйте законы классической термодинамики. Что нового привнесла термодинамика  в современную картину мира?

 

К семинару № 4

1.   Охарактеризуйте признаки и свойства человека на различных уровнях организации.

2.   Сравните сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма.

3.   Перечислите космические и абиогенные предпосылки возникновения жизни абиогенным путем на нашей планете.

4.   Изложите основные положения клеточной теории.

5.   Перечислите органоиды клетки и укажите их функции.

6.   Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч. Дарвина.

 

К семинару № 6

1.     Расскажите о круговоротах воды, углерода, азота и серы в биосфере. Подумайте, как влияет деятельность человека на процесс круговоротов (приведите примеры).

2.     Приведите примеры геохимической роли живых организмов в биосфере.

3.     Перечислите основные экологические факторы (абиотические и биотические). Приведите примеры адаптаций организмов к различным внешним факторам.

4.     Назовите причины смены биогеоценозов. Приведите примеры экологических сукцессий.

5.     Перечислите типы взаимоотношений между организмами и приведите по 3 примера каждого из типов.

6.     Приведите примеры действия законов Б. Коммонера в природе и обществе.

 

К семинару № 7

1.     Изучите ноосферные нормы поведения людей Земли и ответьте на вопрос: «Какова их роль в решении проблемы глобального экологического кризиса на Земле»?

2.     Выпишите в тетрадь семь аксиом десмоэкологии. Прокомментируйте каждую из них. Какова актуальность каждой из них для становления экологоцентрического мышления?

3.     Перечислите пять параметров ГЭК. Приведите примеры проявления действия каждого из параметров ГЭК в вашем регионе.

4.     Подготовьте сообщение об экологическом состоянии Самарской области.

5.     Составьте список антиэкологических поступков, которые вы совершаете за сутки, неделю, месяц, год.

 

Используются технологии uCoz