ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ[1]
по монографии А.Г. Бусыгина «Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития» (Ульяновск, 2003).
1. Обосновать разницу между обученным и образованным человеком. Проблема дифференциации знаний в науке и образовании (с. 23-32).
2. Сущность интегративной структурно-содержательной модели знаний. Самоорганизация. (С. 93-104)
3. Раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность педагога» (С. 107-116).
4. Обосновать необходимость воспитания специалиста широкого профиля. Личные качества, которыми должен обладать такой специалист (С. 118-126).
[1] КОЛЛОКВИУМ (лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиуме обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса.
Задания для самостоятельной работы
к семинарским занятиям
К семинару № 1:
1. Составьте подробную классификацию наук XXI века.
2. Подготовьте сообщение о жизни, научной деятельности и вкладе в естествознание одного из ученых прошлого или современности.
3. Перечислите основные перспективы развития нанотехнологий.
4. Составьте таблицу «Положительные и отрицательные следствия НТР»:
Научно-техническое открытие или достижение |
Положительные следствия |
Отрицательные следствия |
|
|
|
К семинару № 2
1. Составьте таблицу классификации звезд по спектральным классам:
№ класса |
Цвет звезд |
Размер звезд |
Температура поверхности |
|
|
|
|
2. Подготовьте сообщение об одной из планет Солнечной системы.
3. Космонавтика: этапы развития и современные средства изучения космического пространства.
К семинару № 3
1. Составьте сравнительную характеристику механистической, электромагнитной и квантово-полевой картин мира.
2. Перечислите основные достижения физики XX века, сыгравшие роль в процессе формирования современной естественнонаучной картины мира.
3. Сформулируйте три закона классической механики Ньютона. Почему именно ньютоновская механика считается первой научной теорией в естествознании?
4. Сформулируйте законы классической термодинамики. Что нового привнесла термодинамика в современную картину мира?
К семинару № 4
1. Охарактеризуйте признаки и свойства человека на различных уровнях организации.
2. Сравните сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма.
3. Перечислите космические и абиогенные предпосылки возникновения жизни абиогенным путем на нашей планете.
4. Изложите основные положения клеточной теории.
5. Перечислите органоиды клетки и укажите их функции.
6. Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч. Дарвина.
К семинару № 6
1. Расскажите о круговоротах воды, углерода, азота и серы в биосфере. Подумайте, как влияет деятельность человека на процесс круговоротов (приведите примеры).
2. Приведите примеры геохимической роли живых организмов в биосфере.
3. Перечислите основные экологические факторы (абиотические и биотические). Приведите примеры адаптаций организмов к различным внешним факторам.
4. Назовите причины смены биогеоценозов. Приведите примеры экологических сукцессий.
5. Перечислите типы взаимоотношений между организмами и приведите по 3 примера каждого из типов.
6. Приведите примеры действия законов Б. Коммонера в природе и обществе.
К семинару № 7
1. Изучите ноосферные нормы поведения людей Земли и ответьте на вопрос: «Какова их роль в решении проблемы глобального экологического кризиса на Земле»?
2. Выпишите в тетрадь семь аксиом десмоэкологии. Прокомментируйте каждую из них. Какова актуальность каждой из них для становления экологоцентрического мышления?
3. Перечислите пять параметров ГЭК. Приведите примеры проявления действия каждого из параметров ГЭК в вашем регионе.
4. Подготовьте сообщение об экологическом состоянии Самарской области.
5. Составьте список антиэкологических поступков, которые вы совершаете за сутки, неделю, месяц, год.