Подготовка к семинарским занятиям
Семинар - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы.
Обычно семинарские занятия проводятся в середине лекционного курса или чередуются с лекциями, что указывается в расписании занятий. Предполагается, что студенты к каждому семинару готовят сообщения, доклады и активно участвуют в дискуссиях.
Ø Ознакомление с планом занятия. Важно понять, какие вопросы вам уже известны, а с чем вы встречаетесь впервые. Так будет легче готовиться, т.к. известно, что надо «брать» из прочитанного в дополнении к тому, что вы уже знаете.
Ø Работа с конспектами лекций и учебными пособиями. Вы посмотрите, как изложены основные проблемы изучаемых вопросов. На основании этого вы выделите, источники, на которые будете ориентироваться при подготовке.
Ø Изучение рекомендованной дополнительной литературы. Она позволит более полно понять поставленный вопрос, подобрать интересный пример. Также, если основной вопрос спросили не вас, то точно будет возможность дополнить отвечающего или осветить вопрос по вашему дополнительному материалу, что будет оценено как самостоятельный ответ.
Ø Составление подробного плана устного выступления по вопросам и продумывание их содержания. Лучше подготовиться к семинару помогает сводный конспект. Работа над ним сводится к тому, что при чтении каждого источника вы отмечаете, какие части текста к какому пункту плана относятся. Материал группируется и уточняется по вопросам по мере более углубленного чтения. Записи материала можно делать на отдельных листках, которые потом группируются по вопросам плана семинара. Этот материал поможет при подготовке к зачету, экзамену.
Готовиться к семинару начинайте не за 1-2 дня, а сразу после окончания лекции. Желательно работать на каждом семинаре, поскольку материал предмета будет лучше усваиваться.
Литература:
Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Как научиться хорошо учиться. Основы самоорганизации учебной деятельности. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 210 с.