Подготовка к зачету
При подготовке к зачету необходимо помнить:
1. Готовиться к зачетной недели надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.
2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).
3. Делите количество свободных до зачета дней на количество билетов и начинайте подготовку.
Работа со списком вопросов к зачету:
· Подготовку начинайте с поиска источников, в которых содержатся ответы на вопросы экзаменационного списка: конспектов, учебных и методических пособий и др.
· В списке напротив каждого вопроса отмечайте номер страницы литературного источника, в котором содержится ответ на вопрос.
· Рядом с выученным вопросом ставьте «+», если вопрос вызывает затруднения — «?». Так вам будет легче ориентироваться.
· Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.
· Если писать шпаргалки, то есть вероятность, что в голове что-нибудь «осядет».
· Для устного экзамена полезно проговорить ВСЛУХ все билеты. Расправитесь таким образом с несколькими зайцами: запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли и почувствуете себя гораздо увереннее.
· Не игнорируйте консультации по предмету накануне экзамена, т.к. сложные билеты всегда можно обсудить с преподавателем.
· Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одногруппниками – выше вероятность, что лучше усвоите трудные вопросы.
4. Готовиться к зачету рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на зачете воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для зачета. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.
5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.
6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения.
Правила повторения материала:
· про себя или вслух рассказывать материал;
· ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);
· делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;
· рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;
· повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.
Повторение, в основном, надо закончить за день до зачета, чтобы повторенный и закрепленный материал «отстоялся» в памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на зачете будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения.
7. В дни подготовки к зачетам избегайте чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуйте труд и отдых.
Литература:
Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Как научиться хорошо учиться. Основы самоорганизации учебной деятельности. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 210 с.