1. Предварительное знакомство с содержанием книги или раздела.
Приступая к работе над книгой, сначала следует путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей, ознакомиться с материалом в целом:
· аннотацией;
· оглавлением;
· введением;
· заключением.
Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.
2.Внимательное чтение текста книги раздела или параграфа.
После предварительного просмотра следует переходить к внимательному чтению, уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его. Не следует обходить трудные места книги.
Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.
Изучая книгу, надо обращать внимание на:
· схемы,
· таблицы,
· карты,
· рисунки,
· математические формулы.
Можно рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями.
3. Составление плана прочитанного текста.
План – это перечень основных мыслей. Необходимо составлять на бумаге план прочитанного.
4.Составление тезисов или конспекта книги, ее части.
Запись изучаемого – лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует:
· делать выписки зарисовки,
· составлять схемы, тезисы,
· выписывать цифры, цитаты,
· вести конспекты.
Запись изучаемой литературы лучше делать:
· наглядной,
· легко обозримой,
· расчлененной на абзацы и пункты.
Основной принцип выписывания из книги: лишь самое существенное и в кратчайшей форме!
Можно рекомендовать 3 основные формы записи:
· Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть.
· Выписка « по смыслу» или тезисная форма записи.
Тезисы – это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Главное в тезисах – умение кратко, закончено (не теряя смысл) сформулировать каждый вопрос, основное положение. Овладев искусством составления тезисов, студент четко и правильно овладевает изучаемым материалом.
· Конспективная выписка. Кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте. Обзор текста ты можешь составить также посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме.
Используя Интернет, можно получать уже готовые подборки литературы.
5.Составление библиографии.
Проработанную литературу целесообразно оформить в форме картотеки с алфавитным указателем.
Формы картотеки:
· рукописный вариант,
· электронный вариант.
Рекомендуемая литература:
1. Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Как научиться хорошо учиться. Основы самоорганизации учебной деятельности. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 210 с.
2. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. – М.: Книга,1984. – 20с.
3. Лебедчук П.В. Организация самостоятельной работы студентов. – Курск, 2000.
4. Сухова И.М. Самоменеджмент студента. Практическое учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: АНМИ, 2001. – 80с.
Принципы поиска литературы
Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике состоит из ряда этапов.
1 этап
Ознакомление со справочной литературой, к которой относятся: энциклопедия, учебные курсы, словари, справочники и др.
Энциклопедии – научные издания, сообщающие наиболее существенные сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности. Они делятся на универсальные и специальные (отраслевые). К универсальным энциклопедиям относятся:
1. Большая Советская Энциклопедия;
С 1957 года главная редакция БСЭ выпускает также «Ежегодник БСЭ». Его задача – давать сведения об основных явлениях общественной, политической, научной, культурной жизни России и зарубежных стран за год, предшествующий году издания соответствующей энциклопедии.
2. Малая Советская Энциклопедия;
3.Детская Энциклопедия (ДЭ). Она занимает особое место среди аналогичных изданий, так как ее целью является освещение всех достижений науки на достаточно популярном уровне, языком, понятным школьникам 7-8 классов. ДЭ можно рекомендовать студентам как справочное пособие для ознакомления с теми разделами человеческих знаний, которые очень далеки от его основной специальности, как по направленности. так и по терминологии и поэтому сложны для мгновенного понимания, но на популярном уровне (уровень ДЭ) они могут быть без труда усвоены.
Специальные энциклопедии, справочники, словари:
1. Техническая энциклопедия.
2. Машиностроение. Энциклопедический справочник.
3. Энциклопедия элементарной математики.
4. Большая медицинская энциклопедия.
5. Малая энциклопедия практической медицины.
6. Философская энциклопедия.
7. Энциклопедический словарь военной медицины.
8. Советская историческая энциклопедия.
Словари. Это книги, содержащие перечень слов, расположенных в определенном (обычно алфавитном) порядке, с пояснением их значения. Отдельную, наиболее многочисленную группу составляют словари иностранных слов. Примерами словарей первой группы могут служить: Энциклопедический словарь, Краткий политехнический словарь, Краткий философский словарь.
2 этап
Просмотр учетно-регистрационных изданий, которые наиболее полно, точно и достоверно помогают освещать все аспекты интересующей исследователя проблемы.
Основным, наиболее полным источником текущей информации об отечественной литературе по всем отраслям знаний являются издания Всесоюзной книжной палаты (ВКП).
ВКП регистрирует книги и брошюры, выходящие в России на всех языках и по всем отраслям знаний в «Книжной летописи», которая издается с 1961г. в двух выпусках:
-основном – в нем содержатся сведения о монографиях, брошюрах, практических руководствах, справочниках, учебниках, словарях и других изданиях, предназначенных для широкого распространения;
-дополнительном – в нем учитываются официально-документальные, ведомственные, инструктивные, нормативные, программные и информативные издания, а также авторефераты диссертаций.
В именном указателе в строго алфавитном порядке располагаются фамилии авторов, соавторов, редакторов и т.д. Предметный указатель раскрывает основное содержание книг, зарегистрированных в летописи. В алфавитном порядке перечисляются термины и понятия.
Журналы, газеты, сборники, альманахи и т.д. регистрируются в «Летописи периодических изданий», которая издается с 1934г. Еще одно издание ВКП «Летопись журнальных статей» помогает ориентироваться в журнальной литературе по всем отраслям знаний. Это самый полный перечень статей, опубликованных в советских периодических изданиях и продолжающихся изданиях на русском языке.
«Летопись газетных статей» - еженедельный библиографический журнал, издаваемый с 1936г. Он помогает ориентироваться в материалах, напечатанных в центральных, республиканских и отраслевых газетах, выходящих в России на русском языке.
«Летопись рецензий» - библиографический журнал, издающийся с 1934г. В нем описываются напечатанные в газетах, журналах и сборниках рецензии (а также критические статьи и обзоры) на научную и художественную литературу.
52 номера основного выпуска книжной летописи объединяются и издаются в виде «Ежегодника книги» - в двух томах:
1 том – описания книг и брошюр по общественно-политическим наукам, художественной литературе и т.д.;
2 том – описания книг по естественным наукам, технике, промышленности и т.д.
Очень важную роль в системе организации и представления населению информации об отечественной и зарубежной литературе несут отраслевые информационно-библиографические издания.
Основными являются следующие:
Издания Всесоюзного научно-исследовательского института технической информации (ВИНИТИ)
· «Реферативный журнал» – основное издание ВИНИТИ, являющеея крупнейшим в системе библиографирования мировой научной и производственной литературы и дающим наиболее полную информацию об основной текущей отечественной и зарубежной литературе.
Ежегодно на его страницах публикуется 880 тыс. рефератов, аннотаций и библиографических описаний. ВИНИТИ получает мировую научно-исследовательскую литературу из 115 стран на 62 языках. Специфика РЖ ВИНИТИ заключается в том, что он издается в виде Сводных томов по отраслям науки и техники по отраслям науки и техники («Металлургия», «Химия», «Физика», «Математика» и т.д.) и в виде отдельных выпусков сводного тома по крупным разделам науки.
· «Экспресс-информация» - периодическое издание в нескольких сериях по различным отраслям. Переводы, помещаемые в «Экспресс-информации», иллюстрируются схемами, графиками, таблицами, которые можно использовать в практической работе, не прибегая к первоисточнику. Журнал выходит 4 раза в месяц. В каждом выпуске помещается 6-7 статей.
· «Сигнальная информация» – оперативное издание, оповещающее об основных отечественных и зарубежных периодических изданиях.
· «Итоги науки и техники» – информационное издание, которое систематизирует сведения о достижениях во всех областях науки и техники, опубликованных в РЖ за 1-3 года.
· «Рубрикатор реферативных изданий» и «Предметный указатель к Рубрикатору реферативных изданий» – или информационно-поисковыми системами ко всем отраслевым сериям.
Издания Всесоюзного научно-технического информационного центра (ВНТИЦ).
ВНТИЦ ведет регистрацию отчетов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), диссертаций. Сведения о законченных НИР и диссертациях помещаются в «Сборнике рефератов НИР и ОКР». Он состоит из двух разделов:
- отчеты по НИР;
- рефераты по кандидатским и докторским диссертациям.
Издания Международного центра научной и технической информации (МЦНТИ).
Издания государственного научно-исследовательского инст-итута научной и технической информации (ГОСИНТИ).
Издания Всесоюзного научно-исследовательского института классификации и кодирования (ВНИИКИ).
ВНИИКИ является центральным органом Госкомитета стандартов Совета Министров РФ. Он собирает, обрабатывает и готовит к изучению библиографические реферативные и обзорные мероприятия по отечественным и зарубежным источникам по стандартизации, метрологии и качеству продукции.
ВНИИКИ выпускает ежемесячный журнал «Информационный указатель государственных стандартов РФ» и ежегодно «Указатель государственных стандартов РФ».
Издания Государственной публичной научно-технической библиотеки РФ (ГПНТБ).
ГПНТБ ежегодно выпускает «Сводный каталог иностранных периодических изданий по естественным наукам, технике, сельскому хозяйству и медицине, поступивших в библиотеки и органы научно-технической информации РФ».
Кроме этого издания общесоюзный фонд переводов при ГПНТБ печатает свою информацию в «Указателе переводов научно-технической литературы».
3 этап
Просмотр библиографических указателей и других периодических библиографических изданий, аннотированных фундаментальными библиотеками.
Издания Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ).
ВГБИЛ осуществляет в масштабах всей страны координацию поступления в РФ иностранной литературы. Она издает "Сводный бюллетень новых иностранных книг, поступивших в библиотеки РФ" две серии:
А – Естественные науки, медицина. Сельское хозяйство. Техника.
В – Общественные науки.
«Сводный каталог иностранных научных журналов, поступивших в библиотеки РФ».
Издания Российской Государственной библиотеки (РГБ).
РГБ обладает крупнейшим фондом отечественной и мировой литературы по всем отраслям знаний. Особое значение для научных работников имеет то, что здесь централизованно собирается полный фонд защищенных докторских и кандидатских диссертаций.
Издания Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
ИНИОН создан в 1969г. на базе Фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР (ФБОН). Им ежемесячно издается библиографический бюллетень по науке и научно-исследовательской работе в РФ, за рубежом, по экономике, педагогике, философии, вопросам религии и т. д.
4 этап
Просмотр каталогов, картотек статей по интересующей исследователя проблеме.
Студентам необходимо понять структуру каталогов, принятую в нашей стране, и научиться, ими пользоваться. Именно каталоги могут обеспечить ему возможность найти те 95% всех необходимых для решения данной проблемы сведений, о которых говорилось в начале раздела.
Библиотечный каталог – это указатель произведений печати имеющихся в библиотеке. Он составляется на карточках, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т. д. Вид карточек един для всех библиотек РФ.
Описание литературного источника состоит из элементов:
а) автор книги;
б) заглавие;
в) подзаголовочные данные;
г) выходные данные;
д) количество страниц;
е) надзаголовочные данные;
ж) примечания и аннотация.
Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный. Данная структура, принятая в организации каталогов, помогает исследователю с минимальными затратами сил и времени найти описание любого, необходимого ему, литературного источника.
Каталоги книг подразделяются:
Алфавитный указатель
Карточки расположены в алфавитном порядке алфавита фамилий авторов или заглавий произведений, если автор книги не указан. Благодаря этому все книги одного автора (индивидуального или коллективного) собраны в одном месте.
Этот каталог иногда называют авторским, так как большинство карточек в нем составляют описания "под автором", забывая при этом, что есть описания "под заглавием", которые в этом каталоге располагаются также в порядке алфавита первых слов.
Труды одного автора отражаются в каталоге таким образом:
-полное собрание сочинений;
-собрание сочинений;
-избранные труды;
-отдельные произведения.
Систематический каталог
Карточки, составляющие его, расположены по отраслям знаний. Этот каталог позволяет подобрать литературу по определенным отраслям знаний, причем с его помощью можно постепенно сужать границы интересующих исследователя вопросов.
Этот каталог позволяет, с одной стороны, определить по той или иной теме книги, имеющиеся в данной библиотеке, с другой стороны, узнать автора и точное название книги, если известно только ее содержание.
Для студентов очень важно разобраться в структуре этого каталога, в схеме библиотечной классификации.
Систематический каталог разбивается на крупные отделы, которые в свою очередь делятся на подотделы и рубрики.
В РФ, да и во многих зарубежных странах наиболее распространена универсальная десятичная классификация (УДК), авторами которой являются Поль Отле и Анри Лафонтен.
Суть ее в следующем:
а) совокупность человеческих знаний делится на 10 основных классов по принципу десятичных дробей (десятичному принципу);
0,0 – общий отдел;
0,1 – философия;
0,2 – религия;
0,3 – социология;
0,4 – языкознание;
0,5 – математика, естественные науки;
0,6 – прикладные науки;
0,7 – искусство;
0,8 – литература;
0,9 – история, география.
Каждый основной отдел может делиться на 10 подотделов, каждый из которых, в свою очередь делится на 10 более мелких рубрик и т. д.
УДК построен по принципу от более общего к частному.
Алфавитно-предметный каталог
Представляет собой интерес для студентов, делающих первые шаги в науке. Он является ключом к систематическому каталогу.
В указателе в алфавитном (не в логическом) порядке перечислены наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.
Этим он напоминает энциклопедический словарь. При работе с предметным указателем материал нужно разыскивать не только под собственным названием, но и под родственными названиями. Например, материал по вопросу организации умственного труда нужно искать под рубрикой научная организация труда, психология труда, гигиена труда и т. д.
2. Картотеки, необходимые пользователям в поиске информации, подразделяются на:
· систематическую картотеку статей,
· тематические картотеки статей.
Картотеки предназначены для удовлетворения информационных потребностей читателей, для обслуживания учебного процесса, научно- исследовательских работ сотрудников и вуза по тематике железнодорожного транспорта и специальностям, преподаваемых в вузе. Полнота отбора материала определяется целевым и читательским назначением картотеки.
3.Читателям, обладающим знанием компьютера на уровне пользователя, библиотека предоставляет автоматизированные рабочие места для поиска в электронном каталоге (ЭК).
Если поиск в каталогах необходимой студенту литературы закончился успешно, ему следует заказать ее в отделе научного абонемента (где учебная литература студентам не выдается). Для этого следует заполнить читательское требование. Умение заполнить требование точно, лишних подробностей, без ошибок, существенно сокращает время получения книги и экономит силы и время работников библиотеки (об этом никогда не нужно забывать).
В читательском требовании указывается обязательно шифр книги. Это ее условный знак, указывающий место нахождения книги в хранилище. Совершенно недопустимо искажение этого шифра. Более того, если студент верно указал шифр и неверно дал другие данные по книге, работники библиотеки помогут, тем не менее найти заказ, если же шифр искажен – книгу найти очень трудно.
Шифр состоит обычно из двух частей: числитель – индекс, указывающий место книги на полке и знаменатель – авторский знак, определяющий место книги внутри отдела в алфавитном ряду. Шифр указывается в левом верхнем ряду каталожной карточки.
Очень важным является то, что для заказа книги студент указывает в читательском требовании фамилию автора. Однако, заполняя требование на выпуск трудов какого-либо института, следует помнить, что основное описание сделано на название института, который является в данном случае коллективным автором.
5 этап
Знакомство с прикнижным списком литературы (списком литературы, находящимся в конце книги, статьи и т.д.) или с литературой в сносках в уже найденных литературных источниках.
Большую пользу может принести анализ обзоров введений к книгам, статьям и т. д.
Литература:
Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. Как научиться хорошо учиться. Основы самоорганизации учебной деятельности. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 210 с.