Особенности педагогического общения

1.       Понятие  педагогического общения

  1. Две основные модели общения

3.       Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

4.       Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе

5.       Барьеры педагогического общения

6.       Вербальное взаимодействие учителя с учениками

7.       Конфликты в условиях учебной деятельности

8.       Как разрешить педагогический конфликт?

9.       ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ

 

1.Понятие  педагогического общения

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом .

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

  Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения. Но педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где:

·        Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

·        Тактика общения: диктат или опека.

·        Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения (см. ниже).
          Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя - педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически не достигает основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретает черты зависимости, конформности.

          2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения  Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии

3.Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

Механизмами межличностного восприятия являются:

o            проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);

o        децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);

o        идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);

o        эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);

o        Стереотипизация (механизм межличностного познания)

Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов  

Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда о нем вынуждены судить по первому впечатлению.


          1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.
          2. Этнонацнональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, "немец-педант", "темпераментный южанин" и т.п.).
          3. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек).
          4. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т.п.).

          5. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека ("эффект красоты": чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).
          6. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).
          В процессе познания педагогом личности учащегося механизм "стереотипизации" действует во всех направлениях: "работают" и социальные, стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: "отличник", "двоечник". Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику "отличника" или "двоечника", педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств. Среди преподавателей чрезвычайно распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится - значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо - значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т.п. Распространен и такой стереотип у педагогов, что "неблагополучными" детьми, склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются "ершистые", беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как "благополучные".
          Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического общения: оценивая свое отношение к незнакомым ученикам (по их фото) и их поступкам (описание неблаговидных поступков), педагоги оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность.

4.Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы:

1.      Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у педагога задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания учащегося.

2.      Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми учащиеся заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3.      Стремление сделать преждевременные заключения о личности учащегося до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые педагоги, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз встретились с ним или увидели его.

4.      Безотчетное структурирование личности учащегося - логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5.      Эффект "ореола" - первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося распространяется на весь его образ, а затем общее впечатление о нем переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление об учащемся благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление об ученике отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или превратно истолковываются как своекорыстные.

6.      Эффект "проецирования" - другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: "все люди подобны мне" или "другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через "розовые очки" и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7.      Эффект "первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация об ученике или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Даже потом, если человек получит другую информацию, которая будет опровергать первичную, он все равно будетет больше помнить и учитывать первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться на него".

8.      Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9.      Отсутствие изменений в восприятии и оценках учащихся, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение об ученике не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10.  Эффект "последней информации" - если последняя информация, полученная о человеке, будет негативной, она может изменить прежнее мнение о нем.



 

5.Барьеры педагогического общения

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
          От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:

·        личностные;

·        социально-психологические;

·        физические

Некоторые из них мы рассмотрим.

Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

 

Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
         Предвзятые представления между учителем и учеником возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем:
          1. Ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека по внешним данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием учеников, но часто приводит к заблуждениям, которые в конечном счете выливаются в педагогические просчеты.
          2. Приписывание достоинств или недостатков человеку исходя только из его социального статуса. В этом случае ученик или студент оказываются не в лучшем положении: их социальный статус ниже статуса педагога.

          3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает об учащемся (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого.


6.Вербальное взаимодействие учителя с учениками

Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ¼ ½ части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Техника речи представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, которые позволяют учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.«Слово учителя, - говорил В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».

Как известно, общение начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. В самой природе педагогического общения лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества.

Как правило, заинтересованные в общении с детьми учителя, те, которые стремятся выразить в речи свое отношение, стараются уже в приветствии задать тон общению, зарядить определенным настроением, передать свое доброжелательное отношение: «Доброе утро, ребята! Сегодня хорошая погода и настроение у вас, я вижу, тоже хорошее». Значение вводного предложения «я вижу» не буквально, оно означает, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у ребят.

Очень важно на уроке, какие реплики и высказывания использует учитель.

Иногда наблюдения за речью некоторых учителей наглядно демонстрирует наличие в ней проявлений (вербальной) агрессии. Данный феномен рассматривался рядом ученых (Щербинина Ю., Филиппова О. и др.), которые выделяют ряд уровней в общении учителя с классом.

Очевидно, что речевая агрессия учителя может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. Здесь необходимо различать чисто поведенческие реакции педагога на раздражающую ситуацию, например, нарушение дисциплины на уроке и агрессию как продуманную речевую деятельность, например, желание нового учителя продемонстрировать властную, доминирующую позицию над учащимися.

В первом случае вербальная агрессия учителя является своего рода защитной реакцией на предшествующее проявление агрессии со стороны школьников. Такое речевое поведение, не будучи четко осознанным и продуманным, обусловлено скорее сиюминутным раздражителем: неподчинением требованию или раздражающей репликой ученика, общим фоновым шумом в классе и т.п. Основное значение подобного поведения педагога, с одной стороны, - выплеск негативных эмоций, эмоциональная разрядка; с другой – защита от предшествующего проявления агрессии.

Поэтому на уроках мы можем услышать высказывания типа: «Пятый класс! Вы распустились до крайности!» или «Так, орать мне здесь не надо! Если хотите что-то сказать – подняли руку! Вас что в начальных классах не учили, как мы работаем на уроке?!» После этого агрессия учителя тут же передается учащимся: после кратковременного периода тишины следует выкрик «Заткнись!» одного из учеников, который грубо обрывает мешающего ему товарища.

Такая ситуация объясняется прежде всего склонностью детей перенимать и копировать агрессивные речевые действия. В первую очередь это касается младших и отчасти средних школьников, чье поведение, как известно, характеризуется повышенной склонностью к подражанию. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддерживания дисциплины на уроке, учитель невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.

Враждебные замечания в адрес отдельного ученика: «Ты меня бесишь!» или целого класса: «Ваш класс меня достал!» представляют большую опасность, поскольку в этом случае враждебное замечание, адресованное, по сути, одному школьнику или группе учащихся, нарушающих дисциплину, несправедливо распространяется на всю присутствующую на уроке аудиторию.

Речевая агрессия учителя воплощается на примитивном уровне, как уже отмечалось в приведенных примерах, чаще всего в открытых, явных формах: угрозах, враждебных замечаниях, оскорблениях, категорических требованиях.

Речевая агрессия учителя как продуманная тактика имеет место чаще всего на манипулятивном уровне общения или на границе между ним и примитивным уровнем.

Были отмечены случаи вполне осознанного отношения учителя к учащимся; которое можно определить как пренебрежительное или повелительно-покровительственное. В речи педагога это проявлялось в утрированном повышении тона, намеренном растягивании слов, осознанно частом употреблении повелительного наклонения глаголов и соответствующих междометий (типа «у», «о»), например: «Вы должны написать все эти признаки – не больше, не меньше... Ну что вы ду у маете (раздраженно), в тексте все написано! Что, я еще вас пы та а ать должна?!». Могут также присутствовать следующие формы вербальной агрессии:

·        насмешки: «Сядь нормально!.. Подушку надо было тебе принести: ты повыше- любишь сидеть!»

·        обидные замечания – сравнения: «Пишешь, как курица лапой»-

·        замечания, в которых имеет место иронично-циничное переосмысление- традиционных формул этикета: «Здравствуйте, уважаемый!»; «А вот они пожаловали!» - ученику, опоздавшему на урок; и т.д.

Образом, своеобразным эталоном для осуществления коммуникации вообще и, в частности, в школьном коллективе следует считать конвенциональный уровень общения, (высокий) поскольку речевая деятельность на данном уровне характеризуется:

 равноправием, взаимоуважением и этической состоятельностью партнеров,- обязательным употреблением в речи необходимых формул этикета;

 адекватным тоном (спокойным, нейтральным) и темпом речи (ровным);-

 избежанием резких оценочных слов, иронических замечаний, язвительных- намеков и прочих негативных вербальных проявлений в адрес собеседника.

 

7.Конфликты в условиях учебной деятельности

 

Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

 

Конфликты между учениками в школе

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

 

Конфликты между учителем и учениками

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты.

 

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Особенности педагогических конфликтов

Среди них можно выделить следующие:

-        ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

-        участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

-         разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

-        различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

-        присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

-         профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

-        контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

-        не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

-        не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

-        стараться не выгонять ученика из класса;

-        по возможности не обращаться к администрации;

     не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,     

             давать оценку только его конкретным действиям;

-        дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

-        независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

-        не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

 

8.Как разрешить педагогический конфликт?

Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.

Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В лю­бой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разра­боткой политики по их разрешению.

Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.

Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возмож­но несколько вариантов.

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудни­чества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный – когда он не ка­сается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема,  приводит к столк­новению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.) 

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор

 Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.

Как правило, они возникают из-за  возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога    оснований         для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная.

Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.

Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:

-                            с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;

-                            с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;

-                            с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для учителя.

 

В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:

-                            отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;

-                            отношения нейтралитета – свободное общение с учениками на интеллектуально – познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;

-                            отношения опеки – забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;

-                            отношения конфронтации – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;

-                            отношения сотрудничества – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

 

Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.

Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.

Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.

Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

· описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);

· возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;

· ситуация глазами ученика и учителя;

· личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

· новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

· варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;

· выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

 

Разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

 

 

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

-                            высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

-                            открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

-                            демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

 

Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

Приведем ряд ситуаций и поведение педагога при их возникновении:

·        невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);

·        неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);

·        эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);

·        эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

· воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

· не делать поспешных выводов;

· при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

· научиться ставить себя на место другой стороны;

· не давать конфликту разрастись;

· проблемы должны решаться теми, кто их создал;

· уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

· всегда искать компромисс;

· преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

 

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

 

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

• переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

• изъятие из конфликта одного из участников;

• исключение взаимодействия участников на длительное время;

• устранение объекта конфликта.

 

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

• устранение одной или обеих сторон;

• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• согласие о правилах совместного использования объекта;

• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

 

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в по­ведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

9.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ

 

Проблема

Р.учителям

Р.родителям

Р.ученику

Заниженная самооценка

 

 

 

 

Сверхчувствительное отношение к неудачам

 

 

Повышенная тревожность

· Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий

· Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться

· Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо»

· Избегать публичной критики

·    Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы

· Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками

· Относиться мягко,  не обсуждать и не осуждать способности ученика

· Не требовать немедленного включения в деятельность

 

·   Обратить внимание на психологический климат семьи

·   Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях

·   Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка

·   Давать посильные  ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание

·   Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка

·   Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию

·   Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации

·   Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц)

·   Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно

·   Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия

·   Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы

·   Находить позитивные моменты в негативных ситуациях

·   Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи.

·   Разрешать ребенку ошибаться

·   Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей

 

·  Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений»

·  Престать  критиковать себя по пустяковым поводам

·  Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся

·  Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней

·  Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться

·  Посещать подростковые клубы

·  Оказывать помощь слабоуспевающим

·  Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями

·  Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию

 

Низкий групповой статус, замкнутость

· Включать в общественные внутриклассовые мероприятия

· Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов

· Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика

· Показывать публично свое доверие ученику

·     Развивать постепенно лидерские качества

·     Предоставлять самостоятельность

·     Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус

·     Приглашать в гости семьи с детьми

·  Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе

·  Интересоваться деятельностью классного коллектива, его  интересами

·  Самому доброжелательно относиться к классу

 

Неадекватно

завышенная самооценка

·  Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников

·  Ставить заслуженные оценки

·  Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников

·  Включить в группу более способных учеников

·  Не допускать вседозволенности

·  Не выделять часто в классе

·  Строго относиться

·  Конструктивная критика

·     Не следует перехваливать ребенка.

·     Перестать восторгаться по малейшему поводу.

·     Заменить воспитательную установку «Ты-лучше других»

на  «нет людей лучше или хуже, все мы разные и все достойны уважения». Объяснять, что подобная точка зрения характерна для настоящих лидеров, уверенных в себе людей

·     Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях

·     Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других

·  Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито.

·  Учиться ставить себя на место других

·  Начать заботиться о ком-либо

·  Критично подходить к своим поступкам

·  Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу

·  Реалистично оценивать свои силы

·  Меньше хвастаться

·  Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора)

 

Внимание

 

Слабая концентрация

 

Отвлечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкость выполнения заданий + отвлекаемость

·    Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания  класса посредством  грамотно построенного урока

·    Задавать вопросы, требующие размышления,  давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект

·    Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также  «Обратите  внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п.

·    Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения

·    Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)

 

·    Индивидуальные усложненные задания для проявления своей  сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми

·    Предложить составить опорную схему урока, параграфа

 

·     При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка

·     Устанавливать сроки для работы

·     Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте

 

·  На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке

·  Выполнять интересные упражнения для развития внимательности

·  Выделять в окружающих явлениях, предметах детали

·  Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания

·  При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)

 

Неграмо-тность

Небогатый словарный запас

·    Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова

·    Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа

·    Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников

·      Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка

·     Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи

·     Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов

·     Стимулировать речевую активность

·     Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение

·     Играть в развивающие речь игры

·     Помогать в работе с текстами, учить выделять главное

·     Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи

 

·  Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ

·  Учить стихотворения и поэмы

·  Читать познавательную и художественную литературу

·  Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их

·  Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью

Податливость чужому мнению

·    Практиковать диалогический стиль взаимодействия с классом

·    Относиться с уважением к мнению ученика

·    Создавать ситуации для собственного выбора и выражения мнения

 

·    Проводить больше времени с ребенком, интересоваться его потребностями, отношениями с друзьями

·     Давать проявлять свое мнение, не диктуя своего

·     Воспитывать лидерские качества

·     Подталкивать и поощрять за проявление инициативы, самостоятельности

·     Создавать ситуации для самостоятельного решения и выбора

·     Говорить об опасности следования чужому мнению, желанию угождать и отказу от своей позиции

·     Выявить способности ребенка и помочь обнаружить хобби

·     Увлечь глобальной идеей, распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки

·     Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет

·  Не поддаваться на провокации, позволяя манипулировать собой

·  Чаще спрашивать себя «Действительно ли я с этим согласен?», «Чего Я хочу на самом деле», «Почему я позволяю другим людям руководить моими мыслями и действиями?»

·  Следовать собственным интересам, не боясь быть отвергнутым друзьями, т.к. появятся, которые будут уважать твое мнение, если ты сам уважаешь свои потребности

Недисципли-нирован-

ность

· Разработать правила поведения в классе

· Приобщить хулигана следить за их выполнением, фиксировать нарушения

· Предлагать дополнительные задания, н-р,

составить опорную схему урока, параграфа

· Направлять эмоциональность, демонстративность в творческом направлении

· Поискать причину в методе преподавания, возможно ученику скучно на этих уроках

 

 

·     Поощрение хорошего поведения на уроке

 

·     Наказания за систематические нарушения дисциплины

 

·  Стремиться находить для себя познавательную выгоду в занятии

Неорганизо-ванность

·    Управлять вниманием на уроке

·    Предлагать план занятия

·    При поручении составлять совместный поэтапный план,  со средствами его реализации

·    Ставить сроки для и выполнения заданиям

·    Контролировать выполнение, давая  конструктивную оценку результата

·     Приучать к планированию времени

·     Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его

·     Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях

·     Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах

·     Предлагать художественные произведения, в которых описываются  организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон

·  Ставить перед собой достижимые цели и намечать

средства их реализации

·  Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы

·  Обдумывать последствия своих действий

Сложности в

запоминании

информации

·    Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации

·    Рекомендовать разбивать на смысловые части,  пересказывать своими словами

·     Помогать упражнения, развивающие память

·  Упражнения для развития памяти

·  Практиковать мнемотехнические методы запоминания

·  Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами

·  Придавать запоминаемому материалу  эмоциональную окраску

 

Резкость и  грубость в

общении

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспыльчи-вость

·    Не отвечать агрессией на грубость

·    Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас 

·    Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать

(возможно не умеет выражать чувства конструктивно)

·      Конструктивно, один на один, призывать  контролировать свои эмоции. Спросить, как бы он себя чувствовал, если окружающие бы «выливали» на него свое недовольство или плохое настроение

·      В индивидуальной беседе указать на минусы этого качества

·    Провести беседу или тренинговое занятие с психологом «Бесконфликтное общение»

·    Рассмотреть с психологом

приемы саморегуляции

·    Рекомендовать просмотр фильма «Управление гневом»

·      Возможны занятия с подростковым психологом

·     Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим

учиться  конструктивно выражать свои эмоции

·     Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание

·     Поговорить с ребенком как со взрослым, помочь ему разобраться в своих чувствах.

·     Говорить о  чувствах других людей, по отношению к которым ребенок ведет себя грубо

·     Спросить, что он чувствует при подобном отношении

·     Красочно описать последствия грубости-окружающие отвернутся, будут негативно отзываться, перестанут воспринимать как нормального человека

·     Спросить у него совета, как следует себя вести с резким в общении сослуживцем

·     Выражать свою любовь и оказывать поддержку ребенку

·  Объяснить, что в порыве гнева можно сильно ранить чувства другого человека и самому потом испытывать за это чувство вины

·  Показать на примерах, что гораздо выгоднее быть добродушным и спокойным, что с такими людьми приятнее общаться, что их уважают окружающие

·  Показать личным примером, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирным путем

·  Прежде чем что-либо сказать грубое, представить себя на месте этого человека

·  Позитивно относиться к окружающим

·  Учиться прощать людям недостатки поведения, характера

·  Учиться регулировать свое состояние

·  Проявлять больше терпимости и сдержанности

·  Обсуждать с близкими людьми жизненные ситуации, школьные проблемы

·  Отслеживать  проявления вспыльчивости и наблюдать в этот момент за своими чувствами

·  Направлять негативные эмоции в другую деятельность-зарядка, уборка

 

·  Стремиться сначала обдумать последствия проявления агрессии перед тем как что-либо обидное сказать и сделать

Несамостоятельность

·    Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности

·     Стимулировать активность ребенка

·     Видеть в подростке взрослого человека

·     Снизить до разумных пределов контроль

·  Проявлять инициативу

·  Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых

Пассивность

·    Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий

 

·     Наблюдать за способностями и стимулировать их

 

·  Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет

Неформальный лидер

·    Не давать диктовать свои условия одноклассникам

·    Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое

·      

·  Прислушиваться к чужому мнению

·  Учиться слушать и уважать мнение другого

 

Безответственность

·     Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса

·     При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании

·     Показывать образец ответственности на своем примере

·     Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка

·     Давать почувствовать дискомфорт от  нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам

·     Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем

·     Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств

·     Участвовать в общественных делах класса, школы

·     Добросовестно относиться к порученным делам

·     Выбирать для выполнения только достижимые задания

Приоритет зубрежки

·     Предлагать задания в форме, где «зубрежка» будет исключена из средств выполнения, например, задания для развития мышления. привлечения ранее полученных знаний, конкретного применения на практике

·     Научить ребят различным способам запоминания информации

·     Следить за способом подготовки домашних заданий

·     Показывать непродуктивность зубрежки, предлагая другие формы запоминания информации

·     Не ограничиваться только чтением учебника, не стараться дословно заучивать материал

·     Практиковать пересказ

·     Освоить и практиковать смысловые способы запоминания информации  или ассоциативные

Стремление угодить учителю

·     Выявить мотивы такого поведения

·     Не поощрять подобных действий ребенка

·     Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода

·     Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет»

·     Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений

·     Выражать свою поддержку и любовь

·     Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало

·     Перестать подавать подобный пример самим

·     Снизить ценность отметок

·     Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать

 

Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?»


 

 

Используются технологии uCoz